Open
Close

Особенности обрезания у мусульман и почему делают данный обряд в исламе? Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон

Мусульманская умма, как и любая община, имеет свою собственную иерархию, в которой существуют различные титулы, саны и звания. Основным условием их приобретения считается наличие знаний и определённых навыков в религии.

Ознакомимся с основными регалиями, которые встречаются в среде мусульманского духовенства.

1. Алим (Улем)

Это арабское слово, которое переводится как «знающий», «обладающий знанием». Данным титулом нарекают признанных и уважаемых знатоков исламской религии. Как правило, в каждой мусульманской общине существует коллективный орган - Совет улемов, выносящий решения по тем или иным вопросам (например, о начале , размере фитр-садака и т.п.) Количество алимов не ограничивается, так как им может стать любой правоверный, обладающий необходимым объёмом знаний.

2. Ахунд

Высшее звание в исламе, которым наделяются духовные лидеры регионов страны или крупных городов. На постсоветском пространстве, как правило, используется в вариации «имам-ахунд». В России данный титул имеют несколько руководителей региональных духовных управлений мусульман. Кроме того, первый председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусаинов до наделения саном муфтия также был ахундом.

3. Аятолла

Шиитский религиозный титул, которым наделяется богослов, обладающий авторитетом в общине, а также считающийся крупным знатоком исламских наук. Аятолла вправе самостоятельно выносить фетвы (фатвы) - богословские заключения по религиозным вопросам.

Высшим титулом в шиизме признано звание великого аятоллы, которым обладают наиболее авторитетные учёные. Он считается своего рода заместителем , осуществляющим руководство шиитской общиной от его имени. В современном мире этот титул носят верховный лидер Ирана Али Хаменеи и духовный лидер иракских шиитов Али Систани.

4. Имам

Религиозное звание, означающее предводителя во время коллективной молитвы. Как правило, имамами именуются главы местных религиозных общин и мечетей. Кроме того, таким статусом исторически наделяли глав государств-имаматов. Ярчайшим примером можно считать имама Шамиля, правившего Северо-Кавказским имаматом в середине XIXвека. В случае же, если в мечети несколько имамов, то между ними также существует собственная иерархия, и один из них именуется первым имамом или имамом-хатыйбом, а остальные считаются его заместителями.

5. Ишан

Суфийское религиозное звание, которое имеют духовные наставники . Ишаны вправе передавать свои знания ученикам - мюридам . Ишаном в суфийской традиции может стать любой мусульманин, достигший определённого уровня просвещённости. Однако существуют и такие суфийские школы, в которых ишанами именуют исключительно потомков Пророка Мухаммада (с.г.в.) или его ближайших сподвижников. Подобная практика породила появление целых династий ишанов, которые существуют и в наши дни. Одним из известных ишанов считается Зайнулла Расулев - шейх Накшбандийского тариката, отец председателя ДУМ Европейской части СССР и Сибири, муфтия Габдрахмана Расулева.

6. Кади (казый)

Титул, которым наделяются шариатские судьи. В эпоху Средневековья кадии были весьма влиятельными лицами в мусульманских государствах. Они принимали не только судебные, но и ряд административных решений в своём регионе. В современном мире полномочия кадиев имеют скорее формальный характер, так как в большинстве мусульманских стран шариатские суды утратили свою силу. Сегодня они выполняют роль советников муфтиев.

7. Молла (мулла, молда)

Это одно из наиболее распространенных званий среди мусульманских священнослужителей. Как правило, муллами называют служителей мечети, которые ниже по статусу, чем имам-хатыйб. Основной функцией муллы считается помощь местным верующим в совершении религиозных обрядов. Так, они читают никах, занимаются , проводят коллективные ифтары и так далее.

8. Муджтахид (моджтахид)

Звание, которым наделяются учёные, достигшие уровня иджтихада - высокого авторитета в богословии. Считается, что обладателями абсолютного иджтихада были сподвижники Пророка Мухаммада (с.г.в.). Некоторые богословы утверждают, что истинный иджтихад существовал на протяжении первых четырёх столетий после Хиджры. Именно в тот период жили многие видные исламские богословы. Тем не менее, и в более поздние века Всевышний даровал миру множество авторитетных учёных, таких как Ибн Хаджар аль-Аскаляни или Ризаитдин Фахретдин, которые внесли неоценимый вклад в развитие богословской мысли.

9. Муфассир (мофассир)

Так именуют учёных-толкователей Священного Корана. Муфассир должен хорошо владеть арабским языком и знать историю, а также смысл ниспослания каждого аята. Первыми толкователями были сподвижники Пророка (с.г.в.) - Абдуллах ибн Масуд и Зайд ибн Сабит (р.а.). Наиболее известными сегодня толкованиями Священного Писания считаются тафсиры Ибн Касира и ас-Саади.

10. Муфтий

Высший сан, которым наделяются наиболее авторитетные и обладающие знанием религиозные деятели. Муфтии обладают правом самостоятельно выносить - богословские заключения по тем или иным вопросам. В современном мире они, как правило, считаются духовными лидерами мусульманской уммы.

В некоторых государствах сан муфтия совпадает с должностью руководителя централизованной религиозной организации (муфтията или ДУМ). При этом во многих странах сан муфтия имеет один священнослужитель, а в ряде стран - несколько. Это зависит от специфики того или иного региона. В теократических государствах должность муфтия считается одной из наиболее авторитетных в госаппарате. В некоторых общинах религиозные деятели также имеют сан верховного муфтия, которому подчиняются другие муфтии общины.

11. Мухтасиб (имам-мухтасиб)

Регалия священнослужителей в исламе, контролирующих соблюдение исламских норм на определённой территории. Сегодня мухтасибы являются представителями главы религиозной общины на местном уровне. Также они зачастую возглавляют религиозные организации в городах и назначают местных имамов.

12. Факих

Этим титулом обозначается специалист в области исламского права, правовед.

13. Хазрат

Религиозный статус, которым обладают все мусульманские священнослужители. Как правило, это слово используют при уважительном обращении к религиозному деятелю.

14. Хафиз

Данным званием обладают учёные, знающие . Именно благодаря хафизам Священная Книга Аллаха дошла до нас в первоначальном её виде.

15. Ходжатуль-Ислам (худжат аль-Ислам)

Шиитский религиозный титул, которым наделяются авторитетные богословы. Так, им обладают лидер шиитской организации «Хезболла» Хасан Насралла и экс-президент Ирана Мохаммад Хатами.

16. Шейх

Почётное звание в исламе у наиболее образованных богословов. Шейхом именуется лидер религиозной общины, вождь племени или глава эмирата. Особо авторитетные и видные учёные имеют титул шейхуль-ислам. Он должен хорошо владеть всеми исламскими науками и иметь весомый авторитет в своей умме. В Османской империи шейхуль-ислам был главным священнослужителем, с мнением которого вынуждены были считаться даже султаны. В наши дни на постсоветском пространстве этот титул носят ряд муфтиев, такие как Талгат Таджуддин и Аллахшукюр Пашазаде.

Каждому мусульманину Всевышним предписано выполнить важнейшую миссию - оставить после себя праведное потомство. Истинно верующие люди стремятся воспитывать в своих детях благой нрав с первых минут их жизни. Своеобразной «отправной точкой» в этом служит обряд имянаречения (или «исем кушу» у татар и ряда других тюркских народов).

Итак, несколько месяцев ожидания и подготовки к появлению нового члена семьи позади - долгожданный малыш возвращается с мамой домой. (или ) родители уже выбрали. Осталось дело за малым - провести процедуру наречения им согласно исламским канонам. Однако многие мусульманские пары задаются вопросом, когда и как правильно совершается этот обряд.

1. Срок

В исламской традиции принято проводить имянаречение на седьмой день после рождения ребёнка, т.к. это соответствует Пречистой сунне Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.). Однако существуют достоверные хадисы, указывающие на то, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) делал эту процедуру и в первый же день. Основываясь на обоих вариантах, некоторые богословы сделали вывод, что имя желательно дать в течение первой недели жизни малыша. Тем более, что в современных реалиях сделать это в день рождения невозможно в силу объективных факторов - младенец лежит с мамой в роддоме несколько дней.

Также важно не затягивать с обрядом. Ведь чем раньше мусульманин обретёт имя и услышит священные слова, тем более благовоспитанным он будет и тем раньше он будет защищён от козней Иблиса.

Если по какой-либо причине недельный срок был упущен, допускается наречение именем в любое иное время. Известно немало случаев, когда в роли «новорождённого» выступали взрослые люди (например, человек родился в атеистической семье, пришёл в ислам из другой веры или htibk сменить своё имя на более благозвучное).

2. Место и формат

Относительно места совершения обряда в исламских источниках нет конкретных указаний. Традиционно у мусульманских народов его проводят дома за праздничным столом с приглашением гостей. И связано это с другим исламским обычаем - жертвоприношением в честь новорождённого (), которое делают как раз на 7-й день. Аиша (р.а.) рассказывала, что её достопочтенный супруг (с.г.в.) совершил такой курбан ровно через неделю после появления на свет внуков Хасана и Хусейна, а также дал им имена. Одновременно с акикой сунной считается сбривание первых волос с головы младенца. Отметим, что оба ритуала относятся к категории мустахаб, т.е. желательных для мусульман-родителей, а не ваджиб (обязательных). Часть мяса жертвенного животного идёт на угощение родственников, собравшихся у хозяев дома по случаю пополнения.

И хотя домашнее застолье считается более предпочтительным форматом мероприятия (способствует укреплению родственных связей, содержит элементы садака, наполняет благодатью жилище), некоторые родители проводят имянаречение в мечети или же приглашают к себе имама (либо просто знающего порядок процедуры мусульманина) без организации особоготоржества. Имя ребёнку может дать и сам отец. Как бы то ни было, следует исходить из материальных возможностей семьи, ведь Аллах судит о наших деяниях не по внешним проявлениям, а по намерениям.

3. Процедура

Ребёнка следует укутать в чистую белую пелёнку (как символ пожелания чисто й и светлой жизни), положить на подушку головой к кыйбле и прикрыть лицо. С этого момента присутствующим на обряде необходимо соблюдать тишину и внимательно слушать человека, совершающего имянаречение. В качестве последнего может выступать только мужчина-мусульманин. Он становится в полный рост, устремив свой взор в направлении Каабы, и произносит :

Аллааху Акбар - 4 раза

Ашхаду алля(а) иля(а)ха иллялЛаах - 2 раза

Ашхаду ання Мухаммадар-расуль улЛаах - 2 раза

Хяййа галя(а)с-саля(а)х - 2 раза, слегка поворачивая корпус вправо

Хяййа галя(а)л-фаля(а)х - 2 раза, слегка поворачивая корпус влево

Аллааху Акбар - 2 раза

Ля(а) иля(а)ха иллялЛаах - 1 раз

Так до сознания малыша доводятся базовые для любого мусульманина постулаты: что Господь миров велик и не имеет сотоварищей, что Мухаммад (с.г.в.) - Его посланник, что верующим не следует откладывать свою молитву, которая служит путём к спасению.

За азаном читают дуа:

«Аллахумма Рабба хаазихи дагъвати таммя. Вя саля(а)тиль кааимя. Ати Мухаммадан аль-Васиилятя вяль-фядыылятя, вя б’асху мяк’омян Мяхмуудян альлязии вя’адтяху. Иннякя ля тухлифуль-ми’аадь»

Смысловой перевод: «О, Аллах, Владыка данного призыва. А также данной совершаемой молитвы, приведи Мухаммада к Василе (т.е. дай ему достичь того, к чему он больше всего стремился) и к высокому положению, и направь его к месту хвалимому, которое Ты ему пообещал. Воистину, Ты всегда сдерживаешь обещания!»

И здесь наступает кульминационный момент обряда - чтец азана наклоняется над правым ухом ребёнка, трижды слегка дует и троекратно произносит негромко его имя и отчество (на любом языке). Например:

«Ты стала Аминой, дочерью Махмуда»

Далее проговаривается икамат (камат), текст которого идентичен азану, с той разницей, что никаких поворотов корпуса не делается, а после фразы «Хяййа галя(а)л-фаля(а)х» 2 раза произносят «Кад каамятис-саля(а)х». Нарекающий, склонившись над левым ухом новорождённого, вновь 3 раза дует и трижды повторяет его имя-отчество, как до икамата. Можно добавить:

«Появившемуся на этот свет сыну/дочери такого-то человека даём такое-то имя, которое соответствует Шариату, и являем его взору Аллаха. О, наш Господь, прими его (имя) и даруй Свою милость. Аминь»

Затем идут благие пожелания и делается дуа следующего содержания (пример):

«О, Господь! Пусть этот ребёнок возвысит религию ислам, будет воспитанным, добрым к своим родителям и почитает их. Пусть родители растят его в атмосфере любви, взаимного почитания и в здравии. Аминь»

На этом процедура имянаречения, в принципе, заканчивается, и малыша желательно унести в свою комнату. По сложившейся практике, если обряд проходит в формате застолья с приглашением имама, то перед тем, как собравшиеся приступят к трапезе, он дополнительно читает суры Корана и произносит небольшую проповедь (вагаз).

Мусульманская свадьба - уникальное и колоритное торжество, наполненное красивыми традициями и обычаями. Конечно, в каждой отдельной стране имеются свои особенности проведения бракосочетания, но есть общие черты, характерные для всех мусульман. О них вам и расскажет портал Свадебка.ws.

Традиционная мусульманская свадьба состоит из таких этапов:

Давайте узнаем, что делают мусульманские молодожены и их родня на каждом из этих этапов свадьбы.


Сватовство

Как и у многих народностей, свадьба у мусульман начинается со сватовства. Чаще всего, современные парни сами знакомятся с девушками, выбирая себе пару, а его семья уже одобряет или не одобряет данный союз. Однако есть и такие семьи, в которых поисками невесты занимается мать или сестра молодого человека. Когда выбор будет сделан, жених с членами своей семьи приходит знакомиться с невестой, поднося ей подарки. Через 7 дней после такого визита девушка должна дать согласие на брак или отказать парню, вернув ему все подарки.


Если невеста дает положительный ответ, к ней снова приходят с визитом родственники жениха. В этот день ей на безымянный палец надевает кольцо замужняя родственница парня, показывая тем самым, что теперь эта девушка станет в скором времени женой. Семья невесты готовит праздничный обед, главным блюдом которого является национальная шурпа.

После сватовства происходит сбор представителей от каждого рода для обсуждения деталей свадьбы: от даты и места ее проведения до количества гостей и меню. Согласно традициям и обычаям мусульман за все платит сторона жениха, как и в случае турецкой свадьбы . Обычно такое мероприятие обходится от 5 000$, не включая подарки невесте и ее родственникам. Поэтому, хоть в мусульманских странах разрешено многоженство, не все мужчины решаются на него, ведь надо не только заплатить за свадьбу, но и достойно содержать свою жену и общих детей.


Молодожены могут видеться перед свадьбой только в присутствии других людей. Им нельзя держаться за руки и прикасаться друг к другу, они могут общаться, но только на важные темы. Девушка должна быть надета в закрытое платье, чтобы жених мог видеть только ее лицо и кисти рук, судя по которым парень и его родственники складывают свое мнение о ее внешности и здоровье.


Ночь хны: мусульманские традиции за день до свадьбы

Перед свадьбой по мусульманским обычаям проводится девичник, который носит название «Ночь хны», во время которого на ноги и руки невесты наносят красивые узоры хной, каждый из которых имеет символическое значение. Делать это может только женщина, счастливая в браке. Правильно нанесенный рисунок сулит молодоженам счастье, мир и благополучие. Причем, чем дольше продержатся узоры на руках невесты, тем лучше, ведь на это время она освобождается от любой домашней работы.


Невесту наряжают в мусульманское свадебное платье , украшенное многочисленными орнаментами и узорами, а лицо прикрывают вуалью или надевают на голову традиционный платок - хиджаб. По традиции свадебный мусульманский наряд должен прикрывать силуэт, плечи, уши и предплечья девушки. Причем, он не обязательно должен быть белого цвета, а даже наоборот: в мусульманских странах подвенечные платья чаще всего цветные.



Подружки невесты поют грустные исламские песни, оплакивая ее уход из родного гнезда. Жених тоже в ночь перед свадьбой проводит со своими друзьями мальчишник, прощаясь с холостой жизнью.


Обряд никах - венчание у мусульман

Обязательным этапом свадебного торжества является церемония заключения брака в мечети. Венчание у мусульман называется никах. Проводит его имам или мулла, читая молитвы, во время которых молодые и все присутствующие сидят молча, потупив взор. Важно, что венчание по-мусульмански может быть совершено только при соблюдении следующих условий:

  • Молодожены не являются близкими родственниками.
  • Брак не ограничен во времени.
  • Необходимо согласие жениха и невесты на заключение брака.
  • Происходит публичное оглашение брачного союза.
  • Жених выплачивает махр невесте.
  • Венчание в исламе невозможно без присутствия как минимум двух свидетелей из ряда благочестивых мусульман (двух мужчин либо мужчины и двух женщин).
  • В мечети во время церемонии обязательно должен присутствовать опекун невесты (отец, дядя по отцовской линии, брат), а также родители обоих семейств. Если у них не получается, они должны заранее до свадьбы уведомить об этом мулла и дать свое согласие на брак.


Длится никах около часа. В завершение молодожены обмениваются кольцами, чаще всего, не золотыми, а серебряными. Почему именно такой металл используют для изготовления обручальных колец у мусульман? Мужчине согласно исламским законам нельзя носить золото, тем самым украшая себя, это считается грехом. Он должен иначе показывать свою состоятельность, поэтому его обручальное кольцо может быть сделано только из серебра или платины. А вот мусульманская женщина может носить украшения из золота, которые ей в изобилии дарит ее муж во время семейной жизни.


Одной из самых необычных свадебных традиций является то, что во время венчания у мусульман жених должен озвучить величину дара невесте - махра (драгоценности, недвижимость и др.), который он должен будет выплатить ей в течение жизни или в случае развода. Тем самым он показывает, что его намерения серьезные.

По окончании никах молодым выдают свидетельство, в которое записывают имена жениха и невесты, а также размер брачного махра.


Кроме традиционного венчания, которое проводят в мечети, современные молодожены еще регистрируют брак у чиновников и даже заключают брачный договор, регулирующий финансовые стороны семейного союза в случае развода.

Как проходят свадьбы у мусульман? С большим размахом! Традиционно банкет начинается с обряда под названием «валим» - накрытие праздничного стола, на котором присутствуют только продукты «халяль», разрешенные нормами ислама. От изобилия угощений просто глаза разбегаются! Единственное, что запрещено на торжествах - это алкоголь и блюда из свинины. А вот восточных сладостей на свадьбе хоть отбавляй! Да и сам декор мероприятия поражает роскошью и эффектностью!


На застолье приглашаются все родственники, соседи и друзья из числа богоугодных. Кроме того, в отличие от венчания на праздник можно позвать и друзей другой веры. По мусульманским обычаям мужчины и женщины на свадьбе должны сидеть в отдельных залах, но современные пары не всегда придерживаются этого правила. Гости много поют и танцуют, поэтому торжество у мусульман проходит весело и шумно!

Портал www.сайт рассказал вам о традициях и обычаях мусульманской свадьбы, в частности, как называется венчание у мусульман и как оно проводится. Хоть сейчас многие молодожены играют торжества на современный лад, но основные обряды проводят неукоснительно, ведь они имеют огромный смысл для большинства мусульманских пар! Поэтому при подготовке свадьбы в восточном стиле , если кто-то из молодоженов является приверженцем исламской религии, обязательно стоит учесть эти моменты!

    Чудотворные слова: вечерняя молитва у мусульман как называется в полном описании из всех найденных нами источников.

    В исламе ежедневное пятикратное моление

    Мусульманский религиозный обряд, молитва, состоящая в чтении отрывков из Корана

    Ежедневная пятикратная молитва

    Ежедневная пятикратная мусульманская молитва

    К нему призывает мулла с минарета

    М. мусульманская урочная молитва. На закате солнца татары отправляют свой намаз. Намазный, к намазу относящийся

    Молитва в мечети

    Молитва из стихов Корана

    Молитва по указке муэдзина

    Молитва после азана

    Мусульм. обряд с “масляным” названием

    Мусульманский обряд с “масляным” названием

    Мусульманский обряд, ежедневная 5-кратная молитва с чтением отрывков из Корана

    Обязательная пятикратная молитва в исламе

    Пятикратная молитва в исламе

    Салат, но не блюдо из овощей, а богослужение

    Скажите по-персидски “молитва”

    Мусульм. обряд с «масляным» названием

    Мусульманский обряд с «масляным» названием

    Скажите по-персидски «молитва»

    Ему предшествует омовение (у мусульман)

    Основные молитвы мусульман

    Вероучение ислам основано на некоторых аспектах, согласно которым существует православный мусульманин. Таких аспектов всего пять (о них чуть позже), и каждый человек, который принял учение мусульман, обязан их придерживаться. Многие мусульманские молитвы также посвящены именно им.

    Главной концепцией ислама являются заповеди, которые призывают чтить Аллаха и поклоняться ему, как единственному и всемогущему. А последний пророк Мухаммад дает правильные указания верующему на то, как необходимо неукоснительно их соблюдать. Суры из Корана - помощь правоверному, там он может найти ответ на любой свой вопрос. Награда же за труды верующего будет представлена раем, о котором также подробно рассказывает ислам.

    Молитвы мусульман: виды и правила

    Многим известно, что ислам заждется на пяти столпах: шахаде (свидетельстве Аллаха), намазе (является обязательной молитвой мусульман), закяте (пожертвовании), сауме (соблюдении священного поста Рамазан) и хадже (паломничестве в святую Мекку). И правоверный мусульманин просто обязан придерживаться выполнения каждого из этих столпов. И если шахаду или хадж правоверные совершают только раз в жизни, намаз необходимо соблюдать каждый день по всей строгости предписаний.

    Исламский намаз называется ежедневной обязательной пятикратной молитвой, которую читает каждый правоверный мусульманин в определенное время суток в мечети или дома. Обряд может совершаться как в коллективе, так самостоятельно.

    Во время проведения намаза, верующий читает суры из Корана и дуа.

    Они могут иметь различную цель, к примеру, защищать верующего от происков шайтанов, либо же просто возносить хвалу Аллаху.

    Перед каждой мольбой верующий проводит ряд неуклонных действий, а именно, омывает лицо, руки и ноги, очищает молитвенное место, одежду, помыслы и душу.

    Все мусульманские молитвы всегда начинаются с призыва «Азан», который предвещает каждому правомерному мусульманину о том, что наступило время для молитвы. Когда осуществляется исламский намаз, верующие молятся на специальном молитвенном коврике с киблой, обращенной в сторону Каабы и Мекки. Все основные молитвы исполняются исключительно на арабском языке.

    Как показывает мусульманский обычай, пятикратную ежедневную исламскую молитву установил еще милостивый Аллах перед тем, как вознесся великим Пророком Мухаммадом на небеса. Он воплотил в себе основной признак веры и главное условие успеха мусульманина.

    Если правоверный мусульманин будет умышленно и неоправданно игнорировать намаз, то он будет строго наказан, так как это основополагающий и непреложный принцип ислама.

    Только правильно прочитав пятикратную молитву мусульман, человек имеет право вступить в непосредственное общение с Богом, обновляя свое завещание с Ним.

    Из-за этого в Коране имеется определенный молитвенный цикл, в состав которого входят молитвы «ас-Субх» (утренняя), «аз-Зухр» (полуденная), «аль-Аср» (предвечерняя), «аль-Магриб» (вечерняя) и «аль-Иша» (ночная).

    Все перечисленные молитвы читаются в соответствии с определенным временем суток.

    Для всех правоверных мусульман намаз очень значим, и пятикратная молитва глубоко чтится всеми, кто представляет ислам и его течения во всем мире. Каждую пятикратную молитву, которую завещает сам мусульманский Коран, глубоко чтят все последователи ислама.

    Для всех мусульман очень важно правильно читать мусульманские молитвы. Общение с Аллахом должно придать человеку храбрости и привести его к праведной жизни. Молитва ислам - это одна из пяти основ ислама, поэтому читать молитвы на татарском или арабском языке крайне важно.

    Молиться необходимо в чистом пространстве, это касается и чистоты тела, одежды. Поэтому всякий раз перед молитвенным прочтением, как на русском, так и на арабском языке выполняйте обряд омовения. Закрывать тело следует надлежащим образом. У мужчин обнаженность в исламе представлена оголенностью тела от пупка до колен, а у женщин всего тела, кроме лица и ладоней.

    Эта священная мечеть - главная святыня мусульман всего мира.

    Для молитвы всегда правильно выбирайте время. И каждую молитву возносите в положенное время. На чтение каждой из молитв отводится определенное непродолжительное время, которое определяется положением солнца. По времени чтение намаза от начала и до конца не занимает более десяти минут. И называются эти пять ежедневных молитв фадж, зухр, аср, магриб и иша.

    Мусульманские молитвы: комментарии

    Комментариев - 2,

    Каждый уважающий себя мусульманин ежедневно соблюдает намаз где бы он ни находился. Мечети есть не в каждом городе, но истинному верующему это не помеха. В России во многих компаниях идут навстречу мусульманам, давая им возможность беспрепятственно совершать намаз.

    Я считаю, что очень правильно перед молитвой очищать тело, душу и помыслы. Это дает возможность раскрыться перед Всевышним и предстать перед ним таким, какой ты есть.

    Почему 2,2 миллиарда христиан не требует особого отношения при молитвах в армии, в поездках. Не занимайтесь показухой, вера внутри каждого.

    Мусульманская молитва или как совершать намаз

    Зарегистрирован: 29 мар 2012, 14:23

    (а) Дневная молитва по пятницам в Мечети (Пятничная молитва).

    (б) Ид (праздничная) молитва в 2-х ракаатах.

    Полуденная (Зухр) 2 ракаата 4 ракаата 2 ракаата

    Дневная (Аср) – 4 ракаата –

    До заката (Магриб) – 3 ракаата 2 ракаата

    Ночная (Иша) – 4 ракаата 2 р+1 или 3(Витр)

    * Молитва «Вуду» осуществляется в промежутке времени между совершенным омовением (Вуду) и перед Фард (обязательной) молитвы в 2-х ракаатах.

    * Дополнительная молитва «Доха» осуществляется в 2-х ракатах после полного восхода солнца и до полудня.

    * Ради проявления почтения к мечети производится в 2-х ракатах сразу же после входа в мечеть.

    Молитва в состоянии нужды, в которой верующий просит Бога о чем-то особом. Исполняется в 2-х ракатах, после чего должна последовать просьба.

    Молитва о дожде.

    Молитва при лунном и солнечном затмениях является одним из знамений Аллаха. Она осуществляется в 2-х ракатах.

    Молитва «Истихара» (Салатуль-Истихара), которая исполняется в 2-х ракатах в тех случаях, когда верующий, намереваясь принять решение, обращается к Богу с просьбой о помощи в совершении правильного выбора.

    2. Произносится не вслух: «БисмиЛлах», что означает Во имя Аллаха.

    3. Начать омовение рук до кистей – 3 раза.

    4. Прополоскать рот – 3 раза.

    5. Промыть нос – 3 раза.

    6. Ополоснуть лицо – 3 раза.

    7. Омыть правую руку до локтя – 3 раза.

    8. Омыть левую руку до локтя – 3 раза.

    9. Намочить руки и провести ими по волосам – 1 раз.

    10. Одновременно указательными пальцами обоих рук протереть внутри ушей, а большими пальцами за ушами – 1 раз.

    11. Омыть правую ногу до щиколотки – 3 раза.

    12. Омыть левую ногу до щиколотки – 3 раза.

    Пророк (мир ему) сказал, что грехи того человека будут смыты вместе с нечистой водой, как капли, спадающие с кончиков его ногтей, который, подготавливая себя к молитве с должным вниманием отнесется к омовению.

    Выделения крови или гноя.

    После месячных или послеродового периода у женщин.

    После эротического сна, вызывающего поллюцию.

    После «Шахады» – утверждения о принятии Исламской веры.

    2. Омыть кисти рук – 3 раза.

    3. Затем осуществляется омовение половых органов.

    4. После этого следует обычное омовение, которое производится перед молитвой, кроме омовения ног.

    5. Затем три полные горсти воды выливаются на голову, одновременно втирая их руками в корни волос.

    6. Обильное омовение всего тела начинается справой стороны, затем – слевой.

    Для женщины, Гусль производится тем же самым способом, как и для мужчины. В случае если ее волосы заплетены в косу, она должна их расплести. После этого ей только лишь надо будет выплеснуть на голову три полные горсти воды.

    7. В конце производится споласкивание ног, сначала правой, а затем левой ноги, тем самым, завершая этап полного омовения.

    2. Побить кистями рук о землю (чистый песок).

    3. Отряхнув их, одновременно провести ими по лицу.

    4. После этого, левой кистью руки провести по верхней части правой кисти руки, то же самое правой кистью руки провести по верхней части левой кисти руки.

    2. Зухр – Полуденная молитва в 4-х ракатах. Начинается в полдень и продолжается до середины дня.

    3. Аср – Дневная молитва в 4-х ракатах. Начинается с середины дня и продолжается до того, как солнце только начинает заходить.

    4. Магриб – Вечерняя молитва в 3-х ракатах. Начинается с заката солнца (запрещается молиться, когда солнце полностью село).

    5. Иша – Ночная молитва в 4-х ракатах. Начинается с наступлением ночи (полных сумерек) и продолжается до середины ночи.

    (2) Не произнося вслух, сконцентрироваться на мысли о том, что собираешься произвести такую-то молитву, как на пример, я собираюсь совершить молитву Фаджр ради Аллаха, то есть утреннюю молитву.

    (3) Поднять согнутые в локтях руки. Кисти рук должны находиться на уровне ушей, произнося:

    «Аллаху Акбар» – «Аллах Велик»

    (4) Обхватить правой рукой левую руку, поместив их на груди. Затем произнести:

    1. Аль-Хамду Лилляяхи Раббиль-Аалямиин

    2. Ар-Рахмаани р-Рахиим.

    3. Малики Яумид-Диин.

    4. Ияка наъ-буду Ва Ияка наста-ъиин.

    5. Ихдина с-сырааталь- Мустакыим.

    6. Сирааталь-Лязина анъамта алей-хим.

    7. Гайриль Магдууби алей-хим Валяд Доо-лиин.

    2. Милостивому, Милосердному.

    3. Властелину Дня воздаяния!

    4. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.

    5. Веди нас прямым путем,

    6. Путём тех, которых Ты одарил Своими благами.

    7. Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших

    3. Лям-Ялид-валям юляд

    4. Ва-лям якуль-лаху-Куфу-уан Ахад».

    1. Скажи: «Он – Аллах -Един,

    2. Аллах Вечен(только Тот,в Котором все до бесконечности буду нуждаться).

    5. Он не родил и не был рожден

    6. И нет никого равного Ему».

    Кисти рук должны упираться в колени. Затем сказать:

    При этом кисти обоих рук касаются пола первыми, затем следуют колени, лоб и нос. Пальцы ног упираются в пол. В этом положении следует произнести:

    2. Ас-Саляяму алейка Аюхан-набию ва рахмату Ллаахи ва баракяятухъ.

    3. Ассаламу Алейна ва ала ибаади Ллаахи-ссалихин

    4.Ашхаду Алляя иляха иляЛлаху

    5. Ва ашхаду Анна Мухаммадан Абдуху ва Расуулюх.

    2. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение.

    3. Мир нам, а так же всем праведным слугам Аллаха.

    4. Я свидетельствую, что нет бога,заслуживающего поклонения, кроме Аллаха.

    5. И свидетельствую, что Мухаммад раб Его и Посланник.

    2. Ва аляя али Мухаммад

    3. Кяма салляйта аляя Ибрахиима

    4. Ва аляя али Ибрахиим

    5. Ва Баарик аляя Мухаммадин

    6. Ва аляя али Мухаммад

    7. Кямаа Баракта аляя Ибрахиима

    8. Ва аляя али Ибрахима

    9. Иннакя Хамиидун Маджиид.

    3. Так же как Ты благословил Ибрагима

    5. И ниспошли благословение Мухаммаду

    7. Так же как Ты ниспослал благословение Ибрагиму

    9. Поистине, вся Хвала и Слава принадлежит Тебе!

    2. Иннал Инсана Ляфи Хуср

    3. Илля-Лязина Аману

    4. Ва Амилю-салихати, Ва Таваса-у Бил-хакки

    5. Ва Таваса-у Биссабр.

    1. Клянусь предвечерним временем

    2. Воистину, каждый человек в убытке,

    3. Кроме тех, которые уверовали,

    4. Совершали праведные деяния

    5. Заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!

    2.Фасал-ли Лираббикя Ван-хар

    3.Инна Шани-ака хуваль абтар

    1. Мы даровали тебе Изобилие (Бесчисленные блага, в том числе реку в Раю, которая называется аль-Каусар).

    2. Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.

    3. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным.

    1. Иза джаа насрул Аллахи ва фатх

    2. Вараайтан насса яд-хулуна фи Динил-Аллахи Афваджа

    3. Фа-Саббих бихамди Рабика Вас-таг-фирх

    4. Инна-ху Каанна Таввааба.

    1. Когда придет помощь Аллаха и настанет победа;

    2. Когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха,

    3. Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения.

    4. Воистину, Он – Принимающий покаяние.

    1. Куль Ауузу Бираббиль -Фаляк

    2. Мин Шарри маа халяк

    3. Ва мин шарри гаасикын иза Вакаб

    4. Ва мин шарри Наффассати филь Укад

    5. Ва мин шарри Хаасидин иза Хасад.

    1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета,

    2. От зла того, что Он сотворил.

    3. От зла мрака, когда он наступает

    4. От зла колдующих, поплевывающих на узлы,

    5. От зла завистника, когда он завидует».

    1. Куль Ауузу Бирабби н-наас

    2. Мааликин наас

    4. Мин шарриль Васвасиль-ханнаас

    5. Аллязии ю-вас вису фи судуурин-наас

    6. Миналь-Джиннати ван-наас.

    «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»

    1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,

    4. от зла искусителя отступающего (или сжимающегося) при поминании Аллаха,

    5. Который вводит в смущение сердца людей,

    6. И бывает из джиннов и людей.

    «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?». (Коран 13:28) «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне». (Коран 2:186)

    Пророк (М.Е.И.Б)* призывал всех Мусульман упоминать Имя Аллаха после каждой молитвы следующим образом:

    Вахдаху Ляя Шарика лях

    Ляхуль Мулку, ва Ляхуль Хамду

    Вахува аляя Кулли шайин Кадир

    Существуют многие другие прекрасные молитвы, которые можно выучить наизусть. Мусульманин должен произносить их в течении дня и ночи, тем самым поддерживая постоянный контакт со своим Создателем. Автор выбрал лишь те, которые проще и легче запомнить.

    Часовой пояс: UTC + 2 часа

    Кто сейчас на форуме

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

    Вы не можете отвечать на сообщения

    Вы не можете редактировать свои сообщения

    Вы не можете удалять свои сообщения

    Вы не можете добавлять вложения

    Ислам: мусульманские молитвы на все случаи жизни - читать

    Основой Ислама является Коран – книга откровений, посылаемых Пророку самим Аллахом. Коран – это сборник заветов и рекомендаций для каждого верующего мусульманина, который обязан с честью выдержать все земные испытания для того, чтобы после смерти вознестись на небеса и воссоединиться в Раю с Аллахом. Помочь в этом мусульманам способны только молитвы на каждый день.

    Намаз: правила

    В Исламе существует главная молитва – Намаз . С ее помощью человек может держать духовную связь с Аллахом. По заветам Пророка, каждый верующий мусульманин должен читать намаз не менее 5 раз в сутки:

    Чтение Намаза помогает мусульманам укрепить свою веру во Всевышнего, справиться с земными искушениями, очистить душу от совершенных грехов. Перед молитвой человек обязан совершить обряд омовения и предстать перед своим Создателем абсолютно чистым.

    Если есть возможность, то человек должен совершать намаз в, специально отведенной для этого, комнате . Коран должен храниться в таком месте, чтобы выше него не находились какие – либо другие предметы.

    Мужчины и женщины должны молиться отдельно друг от друга . Если по каким – то причинам приходится совершать совместную молитву, то женщина не имеет права молиться вслух. Иначе мужчина будет слушать женский голос, а это будет отвлекать его от общения с Аллахом.

    Самой сильной молитвой считается намаз, совершенный в Мечети. Но совершать намаз можно и в любом другом месте, так как этот обряд считается обязательным. К началу молитвы всех мусульман призывает Азан. Во время совершения молитвы, верующие должны располагаться лицом к Мекке – священному городу для всех мусульман.

    Существует ряд правил и условий, по которым должен совершаться намаз:

    • Ритуальная чистота . Приступать к молитве человек имеет право только после омовения.
  • Чистое место . Намаз допускается совершать только в убранном помещении.
  • Чистая одежда . Для проведения Намаза человек должен быть одет в чистую одежду. Одеждой необходимо прикрывать аурат – части тела, которые мусульмане по Шариату обязаны закрывать во время намаза. У мужчин – это часть тела от пупка до колен, а у женщин – все тело, кроме ступней, кистей рук и лица.
  • Трезвость рассудка . Недопустимо молиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Вообще, спиртное и наркотики во всех мусульманских странах – это харам (грех).
  • На каждый день

    Совершение намаза – это довольно сложный обряд , состоящий из некоторых действий молящегося (поклоны, повороты головы, расположение рук) и прочтения самой молитвы. Детей приучают к этому с малых лет, а взрослый человек, например, тот, кто недавно принял Ислам тоже должен прикасаться к правильному совершению намаза.

    Для всех верующих существует единая молитва на русском языке, которая может читаться в любое время:

    «О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и перед Тобой совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников!»

    Этой молитвой могут пользоваться те мусульмане, кто еще недостаточно знаком с намазом.

    После намаза читают:

    «О Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе.»

    Некоторые из повседневных молитв

    Вариантов мусульманских молитв существует много, и каждая из них предназначена для какого-то конкретного случая или момента . Единственное, что объединяет каждую из молитв, так это перечень правил и действий, которые не желательно или вообще запрещено делать во время совершения намаза:

    • посторонние разговоры и мысли
    • употребление какой-либо еды и напитков (в том числе и жвачка)
    • запрещено дуть на что-либо
    • произносить ошибки в молитве
    • позевать и потягиваться
    • совершать намаз в чужом доме без разрешения хозяина.

    Кроме того, нарушением считается молитва, произнесения во время восхода солнца. Перед началом молитвы запрещено вставать во второй ряд верующих, если есть свободные места в первом.

    1. Молитва для покаяния в грехах

    «О Аллах, Ты – мой Господь! Нет Бога, кроме Тебя. Ты сотворил меня, и я – Твой раб. И постараюсь я оправдать возложенную на меня ответственность, сдержать данное мною слово в меру своих сил и возможностей. Я прибегаю к Тебе, удаляясь от всего недоброго, совершенного мною. Я признаю те блага, которыми Ты одарил меня, и признаю свой грех. Прости меня! Поистине, никто не простит моих ошибок, кроме Тебя.»

  • Молитва при выходе из дома

    «С именем Всевышнего Аллаха! Я уповаю только на Него. Истинная мощь и сила принадлежат только Ему.»

  • Молитва перед супружеской близостью

    «Начинаю с именем Господа. О Всевышний, удали нас от Сатаны и удали Сатану от того, чем Ты наделишь нас!»

  • Молитва перед приемом пищи
  • Молитва для душевного спокойствия

    «О Всевышний Аллах! Я раб Твой, сын раба Твоего и рабыни Твоей. Власть надо мной в Твоей [деснице]. Твое решение беспрекословно выполняемо в отношении меня и справедливо. Я обращаюсь к Тебе всеми именами, которыми Ты назвал Себя или упомянул в Писании Твоем или открыл кому-либо из сотворенных Тобой или теми [именами], которые известны только Тебе. [Я обращаюсь к Тебе именем Твоим] и прошу сделать Коран весной сердца моего, светом души моей и причиной исчезновения моей грусти, прекращения моего беспокойства.»

  • У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.

    Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено) .

    Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки . Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.

    Как мусульмане поминают своих умерших

    Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине , и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки ), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.

    И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола . Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила , которые никто из мусульман не смеет нарушать.

    Все мусульмане обязательно поминают своих умерших

    на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.


    При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол . Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.

    У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.

    Каковы же правила поминок по Шариату?

    1. Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
    2. В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников . Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
    3. Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
    4. Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
    5. Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
    6. Поминальная трапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола . Роскошные яства считаются харамом (грехом).
    7. Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разными столами , но и вообще в разных помещениях.
    8. За поминальной едой нельзя разговаривать.
    9. После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнить ушедшего человека добрыми словами.
    10. Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом , а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
    11. Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
    12. На поминках нельзя плакать , а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.

    Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок . Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.


    Вот в Турции,
    например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва , и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки .

    Поминальный стол

    в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.

    Все мясное, конечно, должно быть халяль , то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.

    Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане .

    Национальные обычаи


    организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.

    В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.

    Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.

    Эти поминки , которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.


    Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.

    Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.

    Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.


    Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.

    Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.