Open
Close

В дороге тургенев. Анализ стихотворения Тургенева «В дороге Замысел и история публикации

Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева

выявить основные мотивы лирики, особенности поэтического слова писателя

помочь учащимся понять причину драматизма и глубоких переживаний лирического героя любовной лирики И.С.Тургенева

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 класс

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации»

/анализ стихотворения И.С.Тургенева

«Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Учитель русского языка и литературы Бурцева Е.В., МОУ СОШ №8

Цель урока: - познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева

- выявить основные мотивы лирики, особенности поэтического слова писателя

- помочь учащимся понять причину драматизма и глубоких переживаний лирического героя любовной лирики И.С.Тургенева

Методы и приемы: - опережающее индивидуальное домашнее задание:

  1. на основе прочитанных стихотворений («Осень», «Весенний вечер», «Гроза промчалась», «К***» и др. сформулировать основные мотивы лирики И.С.Тургенева;
  2. выделить основные средства художественной выразительности, используемые автором при изображении природы;
  3. в чём заключается особенность любовной лирики поэта, к какому литературному направлению можно отнести лирические произведения писателя

- комплексный анализ поэтического текста

- беседа по проблемным вопросам

- творческие задания

- составление опорного конспекта

Формы работы: - индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Оформление урока: - портрет И.С.Тургенева

- записи романсов на стихи И.С.Тургенева

- иллюстрации пейзажных зарисовок

- технические средства (слайдовая презентация)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала, направленного на актуализацию знаний обучающихся о творчестве И.С.Тургенева.

1. Слово учителя:

Поэтическое творчество Ивана Сергеевича Тургенева мало известно современному читателю. А между тем, являясь поэтом по самой природе своего дарования, Тургенев начал литературную деятельность именно с поэтических форм и, наполнив в дальнейшем мягким лиризмом и поэтичностью свои прозаические и драматические произведения, завершил творческий путь поэзией особого рода - стихотворениями в прозе. Перу Тургенева принадлежат произведения всех основных поэтических жанров, крупных и малых форм. Это поэмы («Стено», «Разговор», «Помещик», «Андрей», рассказ в стихах «Параша»), баллады, элегии, сатиры и мадригалы, сочинения, подобные шиллеровским одам или торжественным песням. Заметным фактом литературной жизни середины XIX в. стали остроумные, не лишенные язвительности эпиграммы и пародии Тургенева, шутливые послания и экспромты. Поэтический талант писателя проявился и в переводе: известны его переводы из Байрона, Вольтера, Мюссе, Гейне. Однако центральное место в поэзии Тургенева безусловно занимают его лирические стихотворения. Начав писать стихи довольно рано (предположительно, в 1833 г., т. е. в пятнадцать лет), он продолжил свои поэтические опыты во время учебы в Московском и Петербургском университетах (1833 - 1837). Многое из написанного в те годы не сохранилось. Первые его произведения появились в печати (в журнале «Современник») в 1838 г. Это были написанные годом ранее стихотворения «Вечер» (с подзаголовком «Дума») и «К Венере Медицейской». В поэтической деятельности Тургенева плодотворными оказались 1842—1847 годы. В этот период он активно и систематически печатал стихи в «Современнике» и «Отечественных записках», а его поэмы выходили как в сборниках, так и отдельными изданиями. Заметим, что оценки литературной критики были неоднозначными и даже противоречивыми. Наряду с одобрительными отзывами (в частности, Белинского, который считал стих Тургенева «роскошным и поэтическим», «облекающим» оригинальную мысль) были и обвинения в подражательности, наличии длиннот, темных мест и т. п. Эти обвинения имели основания, особенно когда речь шла о ранних опытах. Тургенев, как прилежный ученик, стремился впитать, усвоить по возможности то, что уже было создано русским поэтическим гением. Поэтому в его стихотворениях мы найдем следы влияния самых разных поэтов: Державина, Жуковского, Марлинского, Бенедиктова, Пушкина, Лермонтова. Вместе с тем Тургенев «не похищал чужого, но брал свое везде, где видел его, где оно выразилось уже совершеннее, чем в его слове». Такое сочетание «заимствованного» совершенства поэзии предшественников с собственными опытами и своим видением мира рождало неповторимые поэтические картины и образы. Рождало ту самобытность, которую выдающийся «лирический прозаик» Борис Зайцев назвал «категорией тургеневского», имея в виду «некоторый тончайший эфир его души», «удивительное равновесие культуры и стихии», «многопевную мечтательность», «серебряный свет» — черты, обнаруживаемые в стихах зрелого периода. Глубокой мыслью, сильным чувством, одухотворенностью наполнены такие, например, строки:

Заметила ли ты, о друг мой молчаливый,

О мой забытый друг, о друг моей весны,

Что в каждом дне есть миг глубокой,

боязливой,

Почти внезапной тишины?

И в этой тишине есть что-то неземное,

Невыразимое... душа молчит и ждет...

(«Заметила ли ты...», 1842).

Сам Тургенев очень сдержанно, а порой и довольно резко отзывался о своих стихах, считая, что не обладает даром поэта. Однако строки, подобные приведенным выше, не оставляли равнодушными его современников. По воспоминаниям И.И.Панаева, стихотворения Тургенева «всем нам тогда очень нравились...», А.А.Фет признавался, что он «восхищался стихами... Тургенева». Музыкальная экспрессивность тургеневских стихов вызывала к ним интерес и среди композиторов: в конце XIX - начале XX в. песни и романсы на стихи Тургенева были очень популярны.

2. Задания, направленные на мотивацию (в ходе выступления учащихся от групп остальные обучающиеся составляют тезисный конспект, в котором должны отразить основные мотивы лирики И.С.Тургенева, выделить особенности поэтического слова писателя).

3. Выступления обучающихся (проверка опережающего домашнего задания):

1). Ученик: Доминирующими в лирике Тургенева являются романтические мотивы. Это культ молодости, красоты, природы, любви - культ прекрасного, которое, по выражению самого писателя, «... единственная бессмертная вещь... и разлито повсюду» (из письма Полине Виардо от 28 августа 1850г.). И даже в строго реалистических стихах проявляется романтика автора - как способ восприятия жизни и отношения к ней.

2). Ученик: В содержательном плане многие стихотворения Тургенева можно отнести к теме природы, вообще занимающей очень важное место в творчестве писателя. «Я без волнения не могу видеть, - писал он Полине Виардо, - как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчетливо вырисовывается на голубом небе» (письмо от 1 мая 1848г.). Восторг перед природой, тонкое понимание ее сути, ощущение ее тайны - все это читатель находит в стихотворениях «Осень» (1842), «Весенний вечер» (1843), «Гроза промчалась» (1844), «К***» (1844) и мн. др. Примером непосредственного, прямого соединения двух начал в творчестве писателя - поэтического и прозаического - является последний рассказ из «Записок охотника» - «Лес и степь», эпиграфом к которому писатель предпослал собственные строки из стихотворения «Из поэмы, преданной сожжению» (1848). Это стихотворение, включенное Н.Ф.Щербиной в «Сборник лучших произведений русской поэзии» (1858), представляет нашему взору живые, ясные картины русской природы. Величие и простоту ее поэт (как правило, избегавший поэтических изысков и ухищрений, особенно в описаниях природы) передает с помощью простых лексических средств - прямых наименований предметов и действий, неброских, но выразительных эпитетов и сравнений:

И понемногу начало назад

Его тянуть: в деревню, в темный сад,

Где липы так огромны, так тенисты

И ландыши так девственно душисты,

Где круглые ракиты над водой

С плотины наклонились чередой,

Где тучный дуб растет над тучной нивой,

Где пахнет конопелью да крапивой...

Туда, туда, в раздольные поля,

Где бархатом чернеется земля,

Где рожь, куда ни киньте вы глазами,

Струится тихо мягкими волнами

И падает тяжелый, желтый луч

Из-за прозрачных, белых, круглых туч.

Там хорошо...

3). Ученик: Любовная лирика Тургенева - это, в основном, строки, овеянные грустью, сожалением, тоской о прошедшей любви, об утраченных счастливых мгновеньях; это стихи, передающие горечь воспоминаний героя о неразделенной любви, осознание невозможности возврата к былому. В разработке этих романтических мотивов проявились вкусы и пристрастия Тургенева в области поэтической формы. Следование принципам поэтики романтизма выразилось в широком использовании художником приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора .

4. После прослушивания выступлений учащихся другие обучающиеся озвучивают свои выводы, записанные в тетрадях:

  1. доминирующими в лирике Тургенева являются романтические мотивы: пейзажная, любовная лирика;
  2. величие и простота русской природы передается поэтом с помощью простых лексических средств - прямых наименований предметов и действий, неброских, но выразительных эпитетов и сравнений;
  3. основные принципы поэтики романтизма выразились в широком использовании писателем приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора .

5. Слово учителя:

Названные особенности любовной лирики, касающиеся сюжетно-тематической и стилистико-языковой ее сторон, зримо представлены и в триптихе «Вариации», о котором и пойдет речь далее. Это произведение интересно и тем, что в нем (во второй и третьей вариациях) мы встречаемся с соединением двух тематических пластов тургеневской поэзии - темы любви и темы природы. «Вариации» состоят из трех стихотворений:

«Когда так радостно, так нежно...»,

«Ах, давно ли гулял я с тобой!»

«Утро туманное, утро седое...» («В дороге») - шедевра русской поэзии, хорошо известного как романс, однако лишь у немногих наших современников ассоциирующегося с именем Тургенева. Все три стихотворения написаны в 1843 г. (первое и второе - в июле, третье - в ноябре) и впервые опубликованы в сборнике «Вчера и сегодня». «Вариации» навеяны воспоминаниями о романе Тургенева с Татьяной Александровной Бакуниной, завязавшемся в имении Бакуниных Премухино и получившем название «премухинского». Эта романтическая история «с примесью» «литературных» переживаний и гегелевской философии была сравнительно быстро и легко пережита Тургеневым, однако спустя некоторое время нашла своеобразное продолжение в виде стихов-воспоминаний. Обратимся к одному из них.

Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое…» с показом пейзажных слайдов.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь , родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

  1. Задания для самостоятельного анализа стихотворения (можно раздать для групп или по парам. Время выполнения задания 5-7 минут) :
  1. Определите тему и основную идею стихотворения.
  2. В чем заключается функциональное значение пейзажной зарисовки.
  3. Выделите особенности композиционного построения.
  4. В чем и как представлены реалии мира.
  5. Особенности звуковой обработки и цветописи.
  6. Как и с помощью чего раскрываются мысли и чувства лирического героя.

/Во время обсуждения в группах, самостоятельную работу ведет специальная пара, которая занимается составлением опорного конспекта (по выводам и проектам групп) в виде слайдовой презентации. Эта презентация показывается в период выступления ребят/.

  1. Выступления учащихся (один представитель от группы) по вопросам заданий.
  1. Смысл стихотворения прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой. Очень точно выразился здесь поэт: Нехотя вспомнишь и время былое...
  2. На это настраивает окружающая природа - замершая осень. Описанию картин природы посвящены две первые строки первой строфы и заключительная строка последней строфы. Но, обрамляя основную мысль стихотворения, эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.
  3. Стихотворение имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция с обрамляющими основное содержание фоновыми картинами. Причем границы проходят не между строфами, а внутри первой и третьей строф, что, с одной стороны придает стихотворению плавную непрерывность, а с другой - объединяет все, что связано с воспоминаниями. Роль скрепляющего весь текст элемента играет глагол вспомнишь . Этот глагол подчеркивается словами, которые сближаются соотнесенностью с тем, что «было, прошло, осталось в воспоминаниях»: время былое, лица, давно позабытые, вспомнишь… далекое.
  4. Первая строка стихотворения звучит завораживающе. Скромная картина поздней осени (или ранней зимы) оставляет впечатление замедлившегося течения жизни, почти полное отсутствие какого-либо движения. Поэт использует простые, однотипные предметно-признаковые структуры. Это содержащие повторы и перечисления назывные предложения, которым свойственна не только фрагментарность, но и «одновременно большая емкость выражаемого содержания».
  5. Ощущение замедленности, протяженности окружающего в пространстве и во времени, приглушенности ярких проявлений жизни создается особой огласовкой: в первой строке, единственной в стихотворении, начинающейся с гласной буквы, гласные же преобладают. Наиболее заметно звучание протяжного у , одинаково полного как под ударением, так и в безударной позиции, ударного а , который как бы продлевается в сочетании с последующим долгим н - туманное (которое еще повторится в третьей строфе - странной, непрестанный ).
  6. Сосредоточенно-сдержанное состояние героя передается через серо-белую цветовую гамму, метафорический эпитет «грусть»: утро туманное, утро седое (основное значение первого прилагательного подкрепляется вторичным значением другого: седое - «тускло-серое, белесое» ), нивы печальные, снегом покрытые.
  7. В этом стихотворении герою сопутствует утро (которое вечера мудреней), время, когда притупляется острота ощущений, рассудок преобладает над чувствами, человек способен к наиболее верной оценке событий и поступков. Утро, дорога, природа, отдаленность от происходившего - все это приводит к мудрому, взвешенному его пониманию героем: пониманию самоценности всех - каждого - мгновений жизни. Тургеневу удается показать такое движение мысли героя, выстраивая фрагменты воспоминаний по нарастающей. Поначалу это медленно наплывающие, размытые, почти нереальные картины. Замедленность заложена еще в двух первых строчках, поддерживается повторяющимся глаголом вспомнишь в сочетании с союзом и : вспомнишь и время, вспомнишь и лица . Во второй строфе волна воспоминаний нарастает - картины обретают живость, реальные очертания: вспомнишь …взгляды, …встречи, они становятся звучащими: вспомнишь …речи, …голоса звуки. Основная экспрессия, которая передает в данных строках мгновения расцвета чувств, сосредоточена в эпитетах. Это эмоциональные обильные страстные речи, интимно-приглушенные тихого голоса звуки любимые, выразительно-контрастные первые встречи, последние встречи . Это и воспринимающиеся в том же ряду, увиденные в неожиданном сближении взгляды - так жадно, так робко ловимые . Выразительность, многозначность эпитета сохраняется и во фрагменте, связанном с воспоминанием об угасшей любви: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной… Очень сложно определить, что хотел показать здесь Тургенев: страдание, сожаление, благодарность?
  8. И последняя картина тоже теряет конкретные, реальные очертания. А фраза Многое вспомнишь родное, далекое, соединяющая в себе все сказанное ранее и неожиданно-контрастно перекликающаяся с начальным Нехотя вспомнишь, приобретает обобщающий, ключевой смысл: то, что было, - каким бы оно ни было - это свое, родное, но неизбежно удаляющееся все дальше в прошлое.
  9. В стихотворении вообще нет местоимений, а центральный и по сути единственный глагол вспомнишь употреблен в обобщено-личной форме. Поэтому стихотворение воспринимается читателем и отстраненно, и как возможное в его жизни. Это монолог-размышление, не предназначенный никому конкретно и в то же время обращенный к любому.
  10. Строкой Многое вспомнишь родное, далекое завершается цепь воспоминаний героя, плавно замыкающаяся фразами Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Основной смысл двух деепричастных оборотов - в уточнении, дополнении сказанного ранее: они формируют своеобразный фон в виде отдельных реальностей мира настоящего, отодвинутого на время в сознании героя прошлым, но так неявно, почти беззвучно сопутствовавшего его воспоминаниям. Это и мерный аккомпанемент колес, переданный метафорически, - ропот колес непрестанный, то есть не громкий стук, шум, а что-то похожее на тихий, неясный говор. Это и небо широкое - последние слова стихотворения, возвращающие взор к первым его словам - утро туманное - и рождающие в сопоставлении с ними мысль о просветленности сознания героя, очищении его души после вновь прожитых мгновений прошлого.

Учитель: Молодцы! Зафиксируйте в тетради основные моменты, отмеченные в ваших выступлениях.

  1. Оформление опорного конспекта на основе лингвистического анализа стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге») /продукт деятельности пары «компьютерщиков»/.
  2. Вывод (по возможности формулируют обучающиеся).

Стихотворение, написанное 25-летним поэтом, производит удивительное впечатление труда зрелого, умудренного большим житейским опытом мастера. Признаки мастерства - в оригинальной композиции стихотворения, в умелом подборе лексических средств и использовании их сочетаемостных возможностей, в противопоставлениях отдельных слов и целых фраз.

Яркий образец русской лирической поэзии, стихотворение «Утро туманное, утро седое…» уже давно воспринимается читателями и слушателями как самостоятельное произведение. Этому способствовало удачно найденное Тургеневым решение темы любви, позволившее стихотворению обрести независимое существование в поэзии, и в музыке.

Домашнее задание:

  1. Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Когда так радостно, так нежно…»
  2. Прочитать на выбор три стихотворения из цикла «Стихотворения в прозе».
  3. Подготовить сообщение об истории создания сборника «Стихотворения в прозе».

Список литературы

1. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 30 т. - М., 1978г. - Т.1.

2. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. - М., 1986г.

3. Шестакова Л.Л. Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации»/ Русский язык в школе, 1983г.

Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» // «Экспериментально-практическая деятельность в контексте компетентностного подхода к обучению школьников» (Материалы регионального научно-практического семинара 10 января 2010г.) - Т.: ТПУ. - 2010. - С.87-90.


Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей. Автор повествует о своих душевных переживаниях, о мыслях сопровождающих его в пути. Он вспоминает грустные и счастливые моменты из своей жизни, которые с трепетом хранит у себя в душе. Он понимает, что прошлое не вернуть и теперь можно довольствоваться лишь воспоминаниями. Нельзя сказать, что он с большим сожалением говорит о том, что происходило, это больше похоже на некую тихую грусть и сожаление о том, как быстротечно время.

Также поэт вспоминает о минувшем чувстве влюбленности. Он вспоминает об этом, как о чем-то светлом. Также прекрасно он понимает, что все это уже в далеком прошлом и не так трогает душу, но он с большой теплотой вспоминает свои чувства.

Своеобразна композиция данного стихотворения. С каждой строчкой чувства будто бы усиливаются, становятся более отчетливыми и яркими. Стихотворение невероятно музыкально, неудивительно, что оно положено на музыку.

Для более яркой образности автор использует художественные приемы. В первую очередь стоит отметить многообразие эпитетов. Все стихотворение буквально пронизывает этот художественный прием. Благодаря его использованию мы отчетливо прорисовываем каждую деталь, воображая себя лирическим героем. Также автор использует олицетворение. Природа словно живое существо невидимой нитью связана с чувствами и мыслями человека. Создается впечатление, что по мере того как природа видоизменяется, у лирического героя также в голове образуется некоторый порядок и чувства приобретают завершенность и целостность.

Данное стихотворение не может оставить равнодушным ни одного читателя. Каждое слово врезается в память, а изображение природы невольно встает перед глазами. Что же хотел донести автор в своем стихотворении? Какая мысль буквально пронизывает все стихотворение? Не стоит жить воспоминаниями и цепляться за прошлое, все самое интересное всегда ожидает впереди. Лирический герой не сожалеет ни о чем, он понимает, что впереди его ждет нечто совершенно новое. Он не смотрит с безнадежностью и разочарованием на свою жизнь, он принимает жизнь с ее цикличностью, взлетами и падениями, разочарованиями и минутами истинного счастья.

6 класс, 10 класс

Вариант 2

В стихотворении «В дороге» Тургенев показывает нам картину туманного утра в осеннее время года. Но основная тематика состоит вовсе не в этом. Автор делится читателем своими душевными переживаниями и воспоминаниям. У каждого из нас, так или иначе, имеются воспоминания, о которых мы вспоминаем с грустной улыбкой. Это и люди, с которым мы больше, по тем или иным причинам, никогда не увидимся, это и места, в которые мы никогда не вернемся. Но всё это занимает огромное место в нашей душе, и каждый раз, когда мы открываем эту «шкатулку с воспоминаниями», нас будто бы уносит в те самые беззаботные дни, когда все было хорошо и будущее было туманным, но, тем не менее, радостным.

Также автор заставляет нас вспомнить тех, ради кого мы готовы были совершать поистине безумные поступки, тех, ради чьего взгляда, мы были способны буквально на все. Речь тут идет о любви. Каждый из нас испытывал те самые теплые чувства, и многие, как это ни печально, уже давно потеряли этих, некогда близких, людей. А ведь иногда так хочется снова, хоть на пару минут, вернуться в прошлое и оказаться бок о бок с тем самым человеком, заглянуть ему в глаза, сказать самые сокровенные слова, слова, которые ты тогда так и не сказал. Так хочется снова услышать тот голос, который уже никогда не услышишь.

Тургенев мастерски заставляет нас еще больше углубиться в самих себя. Он показывает нам всю грусть расставания с близким человеком. Мы еще думаем, что все еще обязательно будет, мы встретимся еще сотни и сотни раз, и, уходя, не знаем, что встреча эта была для нас последней. Стихотворение будто бы наполнено светлой грустью человека, который потерял нечто такое, на что он в далекие времена не обращал большого внимания. И только сейчас, спустя годы, он осознает, что, возможно, стоило тогда сказать на пару слов больше, и всё бы пошло совсем иначе.

Возможно, он бы находился сейчас далеко-далеко, возможно он был бы совсем другим человеком, но, увы, жизнь дается лишь единожды, и ошибки эта самая жизнь не прощает. Как бы человек не желал всё изменить, как бы он себя не обманывал, в душе он понимает, что точка уже поставлена и никогда он не окажется в тех местах, где он был счастливее всего, никогда он не будет рядом с теми людьми, которые раз за разом приходят к нему во снах. Но ничего не изменить. А человек, думающий иначе, либо не очень умный, либо желает себя обмануть. Может оно, конечно и лучше, жить в постоянном обмане. Но ведь разумом мы все понимает, разум нам не обмануть.

Тургенев, будучи тонким психологом с огромным жизненным опытом, очень остро понимал натуру человека. И этим стихотворением он в очередной раз доказал свое мастерство писателя, который способен заставить читателя задуматься над своей жизнью, и, возможно, что-то в ней переосмыслить и поменять.

Анализ стихотворения В дороге Тургенева 6 класс

За частую смысл стихотворения заключается в самом простом и банальном смысле, а иногда бывает, что смысл стихотворения настолько глубок и сложен, что далеко не каждый способен понять его даже после нескольких прочтений.
Сегодня хочется поговорить о таком произведении как стихотворение "В дороге". Первое, что хочется сказать, так это то, что созданию этого замечательного стихотворения мы обязаны одному из самых великих русских писателей, а именно Тургеневу Ивану Сергеевичу.

Данный писатель очень трепетно относился к своим произведениям, и поэтому его несколько оскорблял тот факт, что данное стихотворение более известно по первой строчке, нежели по его названию.
И так, давайте вернемся к смыслу данного стихотворения, он довольно таки прост и прозрачен. Воспоминания о былом, прошедшем является главным смыслом данного произведения.

Воспоминаниям, которые появляются в мыслях благоприятно соответствует ситуация, герой стихотворения находится в дороге, а как показывает время именно в дороге многие очень часто изучают свою ситуацию, анализируют свою жизнь, поступки и вспоминают.

Более того, конкретно в данном стихотворении воспоминаниям ещё и соответствует погода, а именно осень.
Что касается построения, то это стихотворение имеет очень интересную композиционную картину, которой автор сделал это произведение очень интересным и наполненным.

Если говорить более подробно, то это своеобразная рамочное обрамление произведения.

Причем границы проходят между строфами, что придает стихотворению плавность и непрерывность.

В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко для многих, потому что отражает внутренний мир каждого из нас.

4 вариант

Автор написал огромное количество разных произведений. Среди них были и баллады, поэмы, шуточные послания, а также и пародии. Если другие признавали его произведения талантом, то сам автор про себя такого сказать не мог. Имеется несколько стихотворений, на которые была наложена музыка и они стали прослушиваться намного сильнее и пронзительнее, чем раньше. Из всего читатели могут понять всю жизнь и судьба каждого из героев.

Произведение Тургенева «В дороге» больше всего относится к тем событиям, которые происходили очень давно и их уже вернуть невозможно, хотя порой очень хочется это сделать. Это первое стихотворение, в котором рассказывается о женщине, которая родилась и выросла в России и испытала на себе все тяготы этой жизни, да и судьба у нее была не такая уже простая, как это может показаться многим. Мечтами или мыслями он возвращается туда, где находится его любовь, и ему хочется опять окунуться туда, но все уже ушло.

Сначала стихотворения, как только у него появляются все эти мысли, он сначала погружается в них, а потом просит ямщика немного отвлечь его от всех этих мыслей и рассказать что-нибудь свое интересное и задорное. Ямщик сразу же вспоминает про свою любимую жену и начинает рассказывать о ней.

Из всего этого читатель узнает всю жизнь обычной крестьянки. Ее родители были богатыми и поэтому они могли позволить себе все что пожелают. Этого же и могла позволить и их дочь. У нее была подруга, с которой они вместе выросли. Но на этом их судьба разошлась в разные стороны. Одна женщина отыскала свою любовь и счастливо вышла замуж, а вторую девушку выдали насильно замуж и они уехали навсегда за границу.

Все события происходят в осеннее время. И это очень ярко и красочно описывает Тургенев. Именно в это время года ему нужно было отправляться в путь, и при создании произведения он решил изобразить именно этот момент. Именно сейчас, когда прошло очень много времени он готов вернуться назад и все поменять, чего раньше не сделал по каким-то определенным причинам, а может быть, просто не хотел. Из всего этого можно понять, что жизнь течет очень быстро и порой человек этого не ощущает сначала, а это начинает ощущаться немного позже.

Та женщина, которая была богатой стала обычной крестьянкой. И теперь ей приходилось не только работать в поле, но еще и прислуживать за боярынями. Кроме этого ей приходилось косить траву в поле, а ведь раньше она никогда не держала косу в руках и делать этого не умела.

Анализ стихотворения В дороге по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

  • Анализ стихотворения Я болен, Офелия, милый мой друг! Фета

    Стихотворение является отсылкой к бессмертной драме Шекспира. Офелия – возлюбленная Гамлета, принца Датского, ее образ был интересен Фету, он даже посвятил ей целый цикл своих сочинений.

  • Анализ стихотворения Грусть Бальмонта

    Поэт Бальмонт вошел в мир литературы уже довольно успешным и сформированным поэтом. Официальным появлением на арене литературы случилось в 1890 году, Бальмонт выпустил маленький сборник своих произведений, причем ему было всего 23 года.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

    Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в очень раннем возрасте, когда он только находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии, которые поможет увидеть краткий анализ “В дороге” по плану. Использовав его на уроке литературы в 11 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Тема

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Жанр

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 17.

Романов «Рудин» , «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона , Гейне, Мюссе, Вольтера .

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге» , больше известном по первой строчке - «Утро туманное, утро седое…» . Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» - такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение - «утро седое» - можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср.: у С. Есенина - «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь» : оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые» , то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые» . И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи» , разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною» , но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной - Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой - Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

Романс "Утро туманное" Слова И. Тургенева. Музыка В. Абазы Стихотворение- элегию «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г.






Построение диалога Работа в парах. Создание вопросов, выявляющих первичное восприятие. Фрагменты текста, на которых остановилось внимание при чтении стихотворения Какие вопросы возникли у меня? Нивы печальныеПочему для героя все вокруг выглядит печально? Нехотя вспомнишьПочему он вспоминает о прежних чувствах «нехотя»? Вспомнишь и лица давно позабытые К кому обращается герой в воспоминаниях? Вспомнишь разлуку с улыбкою странной Почему его улыбка «странная»? Составление круга вопросов, на которые необходимо ответить в ходе анализа


Татьяна Бакунина Цикл из трех стихотворений под общим названием «Вариации» год Т.Бакунина полюбила его высокой идеальной любовью. «Вы святой, вы чудный, вы избранный Богом, - пишет она ему. – На челе у вас я вижу отпечаток его величия, его славы, и вы будете, как он, великим, могущественным, свободным, блаженным, как он… О, оставьте меня в святом, в блаженном созерцании той дивной будущности, которую я смею предрекать вам».


Иван Тургенев Герои не любили, они только хотели любить, играли в любовь. И.Тургенев в письме: « …Послушайте – клянусь Богом: я говорю истину – я говорю, что думаю, что знаю: я никогда ни одной женщины не любил более Вас – хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью… Для Вас одних я хотел бы быть поэтом, для Вас, с которой моя душа каким-то невыразимо чудным образом связана… ваш образ, ваше существо всегда живы во мне, изменяются и растут и принимают новые образы… Вы моя Муза» (20 марта 1842)


Анализ стихотворения Составьте ассоциативный ряд со словом ДОРОГА Перемены, разлука, одиночество, скитальчество, неизвестность, неустроенность. Как название связано с основной мыслью стихотворения? Герой одинок и разочарован. Он прощается с прежней жизнью, но будущее для него неопределенно. В каком произведении, изученном вами ранее, звучит мотив дороги? М.Ю.Лермонтов «Тучи»


Первая строфа Почему поэт говорит о событиях, пережитых им совсем недавно, как о далеком прошлом? И.Тургенев отказался от прежних взглядов, пережил стремительную худ. эволюцию Вчерашний день – прошедший этап. Прощание с Т.Бакуриной совпало с разочарованием в том, что его окружало в Премухине. Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Настоящее противопоставлено былому. Одиночество – «лицам», обществу, в котором вращался герой. Какие чувства вызывают воспоминания? Какие слова указывают на отношение героя к прошлому? Воспоминания вызывают сожаление: «нехотя вспомнишь».


Вторая строфа Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Обильные страстные речи – взгляды…робко ловимые. Первые встречи – последние встречи. Почему поэт посвящает описанию бурных споров лишь одну строку во второй строфе, а описанию мимолетных взглядов, встреч – три? В его кругу много и увлеченно говорили, но сам Тургенев рассказывал лаконично. Пережитое прошлое контрастно новым настроениям поэта. Он внутренне сопротивляется этому преувеличенно – эмоциональному стилю романтических излияний, стремится к лаконичной манере выражения и изображения чувств.


Третья строфа Какое значение приобретает эпитет СТРАННОЙ? Странная улыбка – слабое отражение чувств, волнующих героя. Непролитая слеза дрожит, она видна за странной натянутой улыбкой. Каково лексическое значение слова РОДНОЕ? В каком значении употреблено слово? Как относится герой к прошлому? Возможно ли для него возвращение к прежним чувствам? «Родным, далеким» кажется поэту время мимолетной влюбленности. Он менее всего склонен обвинять возлюбленную и считать ее причиной их взаимного охлаждения и разлуки. Поэт сознает невозможность для себя возврата к старым чувствам, но относится к пережитому с уважением и теплотой.


Итоги Лирический мотив воспоминаний составлял подлинный нерв и юношеской поэзии, и зрелой прозы Тургенева. Стихотворение «В дороге», третье в стихотворном цикле «Вариации», было одним из ранних проявлений присущей Тургеневу склонности включать частные жизненные события и факты в широкую историческую перспективу. В цикле «Вариации» остро ощутимы и привязанность к прошлому, и решительность разрыва с ним. Чему учит творчество И.С.Тургенева? Какие строчки содержат ответ на этот вопрос?