Open
Close

Внутренний мир как объект восприятия. Как наполнять свой внутренний мир и делиться им с окружающими Какой может быть внутренний мир человека

3

Внутренний мир другого человека существует реально и независимо от нас, но мы не можем ощущать его непосредственно - не можем его ни увидеть, ни услышать, и приборам он недоступен. Мы узнаем о нём лишь по косвенным приметам, по тому, как этот другой человек выражает себя - взглядом, словом, поступком, мимикой, движением руки и тела. Сами по себе все эти движения и выражения ничего не говорят - мы всю жизнь учимся читать их, учимся постигать чужую душу. Это всё равно что учиться читать: ведь и крючочки на бумаге тоже не говорят, но мы выучиваемся понимать скрытый в них смысл, и притом совершенно точно.

Однако читать книгу мы выучиваемся умом, а «читать» человека по его словам, взглядам, интонациям и жестам можно научиться только чувством. Понимать другого человека - значит чувствовать то же самое, что он сейчас переживает, отзываться на его чувство. Вот одно из самых прекрасных слов в нашем языке: отзывчивый. Вслушаемся в него: отзывчивый… способный отзываться… легко отзывающийся… всегда готовый отозваться… Если бы существовала «школа чувств», то первым предметом в ней, первым уроком был бы урок отзывчивости. Мы учимся чувствовать, отзываясь на чувства других людей. При всей их загадочности, в чувствах нет никакого чуда, ничего волшебного и сверхъестественного. Просто они непостижимы умом, но чувством постижимы. Чувству нельзя «обучить» в строгом смысле слова, но чувство можно передать, им можно заразить, его можно вызвать. Любовью своей человек вызывает ответное чувство любви у того, кто никогда не испытывал её. Страстью к знанию человек заражает окружающих. Учитель любовью к своему предмету увлекает и нас.

Следовательно, учиться чувству можно, надо только открыться душой навстречу всему человеческому, что окружает нас. Отозваться!

Но прежде для этого надо сделать один шаг, быть может, самый важный шаг в духовном развитии и становлении человека: надо обнаружить, самому обнаружить однажды, что другие люди, кроме меня, тоже… есть на свете! И что у них свои интересы, никакого отношения к нам не имеющие!

«Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной ещё стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества.

Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живём на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения я и прежде знал всё это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал».

Л. Толстой

Эта моральная перемена, описанная Л. Толстым в его трилогии о детстве, отрочестве и юности, и есть тот самый первый шаг, который делает человек на пути от детских чувств к взрослым. Случалось ли это с вами, читатель? К беде нашей, со многими людьми эта моральная перемена не происходит и во всю жизнь; они проживают десятилетия и умирают, так и не узнав, что есть на свете другие люди, не чувствуя этого!

Говорят, что счастье - это когда тебя понимают. Это верно. Но никому не будет счастья, если каждый не станет человеком, который понимает других людей, принимает их именно как других, со своей жизнью и чувствами, и умеет сочувствовать им, отзываться на их чувства.

Вот ступеньки в «школе чувств», другие люди - чужие чувства - отзывчивость к ним - свои чувства…

Да и не только люди учат нас чувствовать. Оглядимся вокруг себя, всмотримся в самые простые предметы, окружающие нас: вот стол, лампа на столе, шкаф с одеждой, обои на стене, электрическая лампа, занавеска на окне… Каждая вещь сделана человеком, в каждую вложены чьи-то способности, ум, чувство. Это всё застывшее человеческое дело, превратившееся в предметы; живые жизни, воплотившиеся в вещи…

А книги? Даже обычные школьные учебники! Нам кажется, они безличны, что их никто не писал, не мучился над ними, они сами собой откуда-то взялись или выросли, как дерево в лесу или трава на лугу. Но в каждой странице, в каждой строчке - живое, человеческое!

Будем стараться почувствовать живого, другого человека не только в каждом, кого мы встретим, но и за каждой вещью, каждой книгой, каждым учебником. Мы не читаем учебник - мы общаемся с автором, с человеком! И никогда не будем позволять себе обращаться с вещью или с книгой так, будто они мертвы. Нет ничего мёртвого вокруг нас, мёртвое - на кладбище, а вокруг нас, живых, - живое, человеческое, оно во всём, надо только увидеть его и почувствовать. Здесь речь идёт не о том, чтобы беречь вещи, это само собой разумеется, здесь речь о другом: о духовном прозрении, о том, чтобы каждая вещь была для нас живой, чтобы не с книгами-предметами имели мы дело, а с живыми людьми, чьё чувство вложено в книги, чтобы мы видели человеческое в человеческих предметах и вещах!

Внутренний мир человека уникален и неповторим, благодаря этому феномену люди создают произведения искусства: живопись, музыку, шедевры литературы и кинематографического жанра. Глубокий внутренний мир людей обогащает планету и дарит много полезных открытий.

Что такое внутренний мир человека?

Понятие внутренний мир - очень многостороннее, оно может означать биологические процессы, происходящие в организме, такие как скорость соединения синапсов, расположение внутренних органов, процессы мышления, но в такой же мере это понятие можно отнести к душевной организации человека, состоянии в котором он находится: гармонии или хаоса. Внутренний мир есть у каждого человека, но у кого то – это целая Вселенная, а у других едва освещаемая «маленькая каморка».

Внутренний мир женщины

Мужчинам никогда не приблизиться к пониманию, каким бывает внутренний мир женщины, потому что прекрасные представительницы человечества сами для себя загадка. Внутренний женский мир – это сокровищница разных состояний, умение визуализировать события и явления и влиять на мир. Если внутри себя женщина замкнута и не разрешает себе цвести, быть красивой, она никогда не будет вдохновлять своего мужчину на свершения. Что помогает женщине обогатить свой внутренний мир:

  • общение с Божественным началом ( , пение мантр, разговор с Богом по душам);
  • чтение развивающей, психологической и духовной литературы;
  • рукоделие (то, которое нравится);
  • слушание классической музыки;
  • общение с подругами, женщинами старшего возраста;
  • общение с природой.

Внутренний мир мужчины

Популярная психология внутренний мир мужчины описывает как пространство, в котором он может предаваться мечтаниям, мыслям и психологами считается, что духовная организация мужчины более тонкая и ранимая, чем у женщины. В своем внутреннем мире часто успешный вовне мужчина – маленький мальчик, ищущий одобрения и признания, которых не смог получить от родителей. Мудрая женщина чувствует это и дает ему уважение и возможность вырасти. Развитию внутреннего мира мужчины способствуют:

  • путешествия;
  • умеренные аскезы;
  • спорт;
  • преодоление препятствий;
  • ответственность за семью;
  • душевные разговоры со своей второй половинкой.

Внутренний мир личности

То, из чего состоит внутренний мир человека сложно поддается описанию – это индивидуальный феномен. Все с чем сталкивается личность на протяжении жизни откладывает отпечаток на внутренней вселенной. Столкнувшись в детстве с травмирующими и трагическими событиями, человек несет в себе это в виде дисгармонии, выраженной в фобиях и неврозах, люди с «покалеченным» внутренним миром и во взрослом состоянии притягивают неудачи. Счастливое детство формирует в человеке внутренний образ надежного острова, в котором можно почерпнуть силы, излечить душу, в случае жизненного шторма.

Как выглядит внутренний мир?

Глубокий внутренний мир не имеет четкого образа в привычном понимании, его нельзя потрогать или навязать конкретную форму. Каждый раз – это может быть разный образ или форма, наполнение может быть долгое время одним и тем же, если человек «залипает» на определенных стереотипах, богатый внутренний мир у того человека который стремится к изменениям и познанию. Структура внутреннего мира человека может быть описана в следующих категориях:

  • эмоции – яркие события всегда идут в сопровождении эмоций и откладывают отпечаток на внутренний мир;
  • чувства – (любовь, ненависть, радость) подпитываются эмоциями и меняют привычное положение вещей;
  • мировоззрение – формируется в течение всей жизни и оказывает большое влияние на внутренний мир, это моральные ориентиры и принципы.

Как познать свой внутренний мир?

Как разобраться в своем внутреннем мире и не заблудиться? Древние мудрецы говорили: «познай себя – познаешь мир!». Человек разграничил явления и события на категории добра и зла, при этом забыл истину, что нет абсолютного добра и зла, поэтому познавая себя, люди чаще обращают внимание на положительные качества, а недостатки игнорируются и не анализируются, а ведь там столько потенциала спрятано, без которого внутренний мир скучный и пресный. Чтобы познать себя надо принять все без остатка и решить пользоваться этим или то, что в себе не нравиться трансформировать в новое качество.


Как изменить свой внутренний мир?

Недовольство своей жизнью, окружением и событиями приводит к тому, что осознанный человек начинает задумываться, что с ним не так, и может ли быть по другому? Да, богатый внутренний мир это истинное сокровище, а если не так, то пришла пора меняться. Начинать важно с маленьких шагов – предпринимая все и сразу есть риск сорваться и дальше никакая мотивация не поможет. Психологи и эзотерики дают следующие рекомендации по изменению внутреннего мира:

  • работа с телом (йогические практики, дыхательные техники, элементарная каждодневная зарядка для тела – в здоровом теле и дух воспрянет);
  • ментальные практики – работа с мыслями, фильтрация негативных и замена их на положительные;

Для того, чтобы менять внутреннее наполнение, важно перестать:

  • осуждать людей;
  • заниматься самобичеванием;
  • жалеть себя.

Развитие внутреннего мира человека

Душа и внутренний мир человека не находятся в застывшем положении и нуждаются в постоянном развитии. Богатый внутренний духовный мир напитывает душу и ее потенциал растет. С детства ребенку родители должны прививать чувство прекрасного, добродетели и учить выражать себя, свои эмоции. Внутренний мир развивается из простых действий и ритуалов:

  • правильное – пища должна быть лекарством для души и тела, все чем человек себя наполняет становится им;
  • взаимодействие с природой – лес, водные источники, чистый воздух наполняют тело энергиями;
  • помощь другим людям и умение просить помощи самому в необходимых случаях – все люди на высших планах это единый организм, помогая другим, нуждающимся в помощи, человек помогает себе;
  • благодарность – быть в этом состоянии, значит иметь гармоничный внутренний мир, всегда есть за что благодарить жизнь, бога;
  • умение радоваться и действовать из предложенных жизнью обстоятельств, какими бы они не были.

Внутренний и внешний мир человека

«Вы когда-нибудь испытывали чувство, что Вы находитесь в немилости у Вселенной?» – спрашивает героиня фильма «Облачный атлас» журналистка Луиза Рей у физика Айзека Сакса. О чем это? Человек приходит в этот мир с определенной миссией и за испытаниями. Внутренние миры, внешние миры – все взаимосвязано, они притягивают друг друга. Люди, у которых внутренний мир основан на стремлении к познанию истины, правды и борьбе за это могут столкнуться таким внешним миром, который даст им основания для этой борьбы. Все в чем нуждается внутренний мир – внешний дает это.

Книги, которые формируют внутренний мир человека

Хорошая литература как друг и даже способна стать духовным учителем для человека, познающего себя. Прочитанная книга для души и разума – это с пользой потраченное время, огромный ресурс и «кирпичик» в построении внутренней Вселенной. Книги, формирующие внутренний мир человека:

  1. «Мудрец и искусство жизни » А. Менегетти. Возвысится над бытом, порассуждать и ответить на полезные вопросы, предлагаемые автором: «Зачем я пришел в этот мир?» «Что такое счастье?» «Кто Я?».
  2. «Сундучок волшебных историй. Терапевтические сказки » Н. Безус. Путешествие вместе с героями волшебных сказок и ребенок и взрослый найдет то, что близко его внутреннему прекрасному миру, заденет струнки души и даст ресурсное состояние.
  3. «Ешь. Молись. Люби » Э. Гилберт. Книга, ставшая мировым бестселлером и воплотившаяся на экране. Метания главной героини и поиск опоры и любви внутри себя. Про то, как найти в себе свет.
  4. «Как упорядочить свой внутренний мир » Г. Макдональд. Внутренний мир может быть как цветущий сад, прекрасный и гармоничный, а может пребывать в хаосе, в результате которого мир как зеркало обрушивает на человека проблемы.
  5. «Жизнь без границ » Ник Вуйчич. Счастливый человек с богатым внутренним миром, согревающий людей одной лишь улыбкой и взглядом – он умеет быть счастлив – бог не дал ему рук и ног, но дал полное любви сердце.

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, чем является внутренний мир человека. Вам станет известно, что подразумевается под данным понятием. Выясните, какие составляющие в него входят. Рассмотрим особенности.

Определение понятия

Внутренним миром является совокупность образного мышления, качеств человеческого характера, принципов морали, мировоззрения, жизненных ценностей и позиций вместе с фобиями и стереотипами. Внутренний мир людей многогранен, является результатом духовного труда индивидов.

Когда мы говорим о богатом внутреннем мире, подразумеваем то, что особа находится в гармонии с собой и с людьми, которые окружают, а также с природой. Данная личность живет сознательно, она не плывет по течению. Такой индивид раздает свое счастье другим людям, даря его безвозмездно. У человека присутствует удовлетворенность своей жизнью, он сознательно развивается во всех сферах

Его составляющие

Внутренний мир личности должен ориентироваться на определенные ценности.

  1. Ответственность. Является способностью индивида держать поведение под контролем в соответствии с принятыми нормами. Такой человек может отвечать за совершенные поступки, как перед самим собой, так и перед другими людьми. Ответственная личность соблюдает права и принципы морали. Такой индивид самостоятельно определяет для себя социальные обязанности, их выполнение, делает оценку своих поступков. Когда человек начинает признавать собственные ошибки, у других людей появляется к нему уважение. Если индивид хочет уйти от ответа за свои проступки, это указывает на его бедный внутренний мир.
  2. Самостоятельность. Умение в момент принятия важных решений опираться на свои силы, как интеллектуальные, так физические и духовные. Самостоятельный индивид не будет находиться под влиянием чужого мнения или чей-то оценки. Такой человек может противостоять внешнему давлению. Он обдумывает проблемы, которые возникают на его пути, определяет правильную модель поведения и следует ей в соответствии с совестью.
  3. Моральность. Принятие или отказ от принятия индивидом ценностей, которые существуют в определенном обществе, эталонов и норм взаимоотношений. Поддержание правил, следование им формирует моральную личность, неподчинение и отрицание — аморальную. Основной фактор, который оказывает воздействие на моральность индивида — это чувство стыда, переживание особой неудовлетворенности собой.
  4. Честь – то, как личность оценивают окружающие. Она определяет, как относятся люди к конкретному индивиду. Оценка основывается на честности выполняемых обязательств.
  5. Достоинство. То, как личность себя оценивает, осознает свои ценные качества, тип мировоззрения, наличие способностей.
  6. Воля. Позволяет человеку принимать решения и нести за них ответственность. Он сам определяет, какой должна быть его жизнь. Воля позволяет активно противостоять основным инстинктам, определяет развитие человека. Например, когда у человека возникает сильное чувство голода, он не будет идти на убийство или воровство, а постарается найти работу, где сможет своим трудом добыть на пропитание.
  7. Эмоции — сильные переживания, как положительные, так и отрицательные, касательно определенной ситуации. Могут приходить на смену друг другу за короткий период времени. Существует уверенность в том, что представительницы женского пола являются эмоциональнее, чем мужского, соответственно их внутренний мир женщин глубже.
  8. Чувства – реакции, порождающие эмоции. Состояние, которое мало подвергается изменениям.
  9. Разум, потребность в духовном и физическом развитии.
  10. Мировоззрение. Является совокупностью определенных утверждений, которые сформировались на протяжении жизни, правил и своих законов. По мере взросления может изменяться, но, как правило, незначительно.

Особенности

  1. Внешний мир оказывает воздействие на внутренний. Изменить его под силу любой случайности. К примеру, озлобленный человек, выросший в жестоких условиях, находится в полной уверенности, что весь мир, который его окружает жестокий. Однако, после того, как случайный прохожий помогает ему с какой-то проблемой, а может даже и с жизненно важным вопросом, то у данного индивида неожиданно меняются взгляды. Он сам начинает помогать людям, хоть раньше так себя не вел.
  2. Внутренний мир может стремиться к саморегуляции, стабильности и стереотипности.
  3. Развивается он с течением времени (чтоб попасть к будущему из прошлого, необходимо пройти через настоящее).
  4. Изменения во внутреннем мире необратимы. Так, если особа пережила предательство , то данное событие оставило в памяти свой отпечаток. Этот опыт не будет вычеркнут из воспоминаний, но человек обязательно определиться с тем, как нужно жить дальше.

Примеры

  1. Внутренний мир индивида можно рассматривать не только, общаясь с ним лично. Так, например, оценивая картины известного художника, мы можем определить то, что у него было на душе, в частности, по тому, как были нанесены мазки, какие цвета использовались.
  2. Известные музыканты, создавая свои музыкальные творения, также показывают свой глубокий внутренний мир. Именно поэтому, есть артисты, которых хочется слушать, которые дарят положительную энергию, заряд и те, которых мы не замечаем.
  3. Пример богатого внутреннего мира — ребенок, который в своем подсознании решил, что он будет супергероем, станет помогать людям. Когда вырос начал оказывать помощь нуждающимся, цель переросла в его призвание.

Как развить внутренний мир

  1. Проводите много времени на свежем воздухе, путешествуйте, отправляйтесь в поездки за город, посещайте новые неизведанные места.
  2. Обращайте внимание на правильное питание. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух.
  3. Читайте много художественной литературы, также увлекайтесь духовными книгами.
  4. Займитесь восточными практиками, например, йогой, медитацией. Они лучше всего помогут раскрыть себя, внутренний мир.
  5. Общайтесь с умными, добрыми личностями, которые ценят жизнь и существование каждого.
  6. Научитесь благодарить людей, находящихся рядом с Вами, Бога, который дарит Вам каждый счастливый день. Радуйтесь своей жизни.

Теперь Вы знаете, как раскрыть внутренний мир. Как видите, это под силу любому человеку. Главное, подобрать нужные рычаги, обратить внимание на свои сильные стороны. Недопустимо замыкаться в себе, терять свою индивидуальность.

«У него богатый внутренний мир», «Для меня важен только внутренний мир», «Я не хочу никого пускать в свой внутренний мир» и другие похожие фразы слышим мы чуть ли не каждый день. Думаю, и вы, многоуважаемый читатель, произносили или слышали что-то похожее. Но что это за мир такой? Зависит ли он от самого человека или это некая неизменная, не поддающаяся корректировке? Предлагаю вам вместе разобраться в нюансах столь сложного, но, казалось бы, простого понятия.

Внутренний мир – очень интересный феномен. Все ощущают и понимают, когда что-то ему не соответствует, но мало кто может четко сказать, из чего состоит его внутренний мир. Итак, кто-то романтично называет это душой, кто-то апеллирует научными понятиями типа «самосознания», кто-то скажет, что это индивидуальность человека.

Я же считаю, что внутренний мир – это своеобразное ядро человека, определяющее его как личность и обуславливающее успех (неуспех) социализации (внедрение в общество). Но как всегда обо всем по порядку.

Общая информация о внутреннем мире

Хочу познакомить вас с несколькими фактами, описывающими суть внутреннего мира человека. А после разобрать его по отдельным компонентам. Итак, общая информация.

  1. Внутренний мир поддается влияниям извне. Изменить его может любая случайность. Например, человек, выросший в злобе и жестокости, был уверен, что весь мир такой. Но после помощи от случайного прохожего (допустим, нашему гражданину из примера стало плохо, а незнакомец вызвал скорую и тем самым спас жизнь) моментально меняет свои взгляды. И сам начинает помогать людям, хотя раньше такого не делал.
  2. Нет четких причинно-следственных связей. Любое влияние извне может дать непредсказуемый результат.
  3. Внутренний мир – система, склонная к самостоятельной регуляции и стремлению к стабильности, стереотипности. В рамках пояснения этого факта идеально подходит фраза «Поспи. Утро вечера мудренее. Все само «устаканится». За ночь подсознание действительно может самостоятельно ответить на возникшую проблемную ситуацию, «порыться» в архивах и выдать ответ.
  4. Внутренний мир развивается в единстве времени (от прошлого к будущему через настоящее). Его изменения не обратимы. Например, если человек пережил предательство, то он уже не сможет вычеркнуть этот опыт. Но он обязан научиться с ним жить.
  5. Говоря о внутреннем мире, мы подразумеваем субъективные, часто абстрактные элементы. Например, четкие знания и навыки, которые можно кому-то передать, не являются внутренним миром человека. Это внешний, довольно материальный мир, проникший в человека и оставшийся неизменным. Но в то же время если речь идет о творческой профессии, то человек может выражать свой внутренний мир на картинах или в песнях, но опять же при всем желании он не передаст свой «запал». Именно поэтому кто-то становится легендарным певцом, музыкантом, художником, а кто-то остается незамеченным или быстро «угасает».
  6. Внутренний мир человека состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Нельзя однозначно сказать, какой из них первичен, а какой вторичен. Однако если их дифференцировать на биологические и социальные, то, возможно, первые (например, способности, темперамент) запускают становление внутреннего мира. Хотя по мере накопления социальных элементов (опыт, убеждения) биологические факты могут оказаться менее влиятельными.
  7. Существует теория, согласно которой у каждого человека есть потаенные глубины внутреннего мира. Для их активации нужно либо столкновение внешнего и внутреннего мира, либо сознательный интеллектуальный и духовный поиск. То есть исходя из этой теории, ответ на вопрос «Можно ли развить, обогатить, углубить внутренний мир?» будет положительным.

Составные элементы внутреннего мира

По определению отечественного психолога Владимира Дмитриевича Шадрикова, внутренний мир человека – это «потребностно-эмоционально-информационная субстанция, формирующаяся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражающая все многообразие его бытия».

Таким образом, внутренний мир человека включает в себя как врожденные характеристики, например, темперамент, так и приобретенные, например, накопленный опыт. На каждый компонент, конечно, можно написать по отдельной статье. Но раз мы говорим о их совокупности, то в данном материале я хочу кратко рассказать о каждом элементе внутреннего мира и том, как они между собой связаны.

Темперамент

Под темпераментом подразумеваются врожденные свойства психики, проще говоря, это тип психики. Это скорость психических реакций, реакции торможения и возбуждения. В отличие от характера, темперамент дан человеку с рождения.

От типа нервной системы зависит:

  • активность («энергичность-медлительность», «стремительность-инертность», «быстрота-инфантильность», преобразование внешней энергии во внутреннюю, специфика самовыражения);
  • моторные особенности (скорость, темп, сила, резкость);
  • эмоциональность (специфика реагирования на ситуации).

Существует несколько теорий темперамента. Согласно одной, бывает 4 типа людей:

  1. Сангвиник. В человеке преобладает кровь. Реакции торможения и возбуждения сильны, но при этом уравновешивают друг друга. Человек активен. На практике они часто берутся за новые дела, помогают людям, не остаются равнодушными, четко планируют цели и добиваются их, любят жизнь, регулярно расширяют кругозор. Однако в эмоциях и чувствах часто поверхностны.
  2. Флегматик. Преобладает слизь (конечно, все это в переносном смысле). Реакции возбуждения и торможения сильны, но малоподвижны. Такой человек отличается скупостью реакций и эмоций, выдержкой, умением подстраиваться. Про него можно услышать выражение «никого не пускает в свой внутренний мир», «скользкий тип».
  3. Холерик. Преобладает желтая желчь. У такой личности реакции не уравновешены и сильны, возбуждение преобладает над торможением. Это порывистые и нервозные люди. Однако в своих интересах стабильны. Нередко в быту можно услышать про них фразу «у него сложный внутренний мир».
  4. Меланхолик. Преобладает черная желчь. Реакции торможения и возбуждения слабы. Человек отличается эмоциональностью и ранимостью. Часто пребывает в состоянии внутренней борьбы, рефлексии, задумчивости. Беден на контакты и внешнее проявление эмоций, хотя на деле они очень глубокие. Фраза «хрупкий внутренний мир» - про него.

Однако не бывает чистого типа, как правило, речь идет о комбинации нескольких, один из которых преобладает. Всего возможны 24 комбинации.

Темперамент во многом определяет интересы человека. От них в свою очередь тоже зависит внутренний мир, то есть его содержание. Интересы во многом бывают связаны с особенностями телосложения и психики, способностями. Так, например, согласно другой классификации можно выделить еще три вида темперамента, связанные с телосложением:

  1. Астеник (шизотимик). Это худощавый, жилистый, высокий человек. Он упрям и настойчив, нелюдим, отличается перепадами настроения. Нередко такие люди проводят время дома, читают книги, работают за компьютером.
  2. Атлет (иксотимик). Не отличается гибкостью ума, впечатлителен и сдержан. За это нередко получает звание поверхностного типа.
  3. Пикнический тип (циклотимик). Внешне похож на шарик. Отличается высокими коммуникативными способностями, реалистичностью взглядов, большим спектром эмоций.

Экстраверсия – интроверсия

Еще одно врожденное качество, определяющее внутренний мир.

  • У экстравертов энергия, как правило, направлена на окружение. От этого их внутренний мир более примитивен, но зато внешний богат.
  • У интровертов все наоборот. Все силы направлены на работу над собой, создание своего внутреннего «уголка» и сохранение его в неприкосновенности.

Способности

Это врожденные особенности личности, обуславливающие больший успех индивида в какой-либо деятельности. Без постоянного развития способности «отмирают». Таким образом, важно найти свое занятие и постоянно повышать мастерство. В противном случае человек может потерять свою уникальность.

Со способностями тесно связаны задатки. Задатки – врожденные особенности психики (быстрая возбудимость, быстрые временные связи и так далее). По этому принципу можно выделить художественный, мыслительный и средний тип:

  • У первого преобладают ощущения, эмоции, чувства, то есть бессловесные формы восприятия; целостное представление о мире.
  • У второго – словесные формы; дифференцированное восприятие.
  • Третий тип сбалансирован.

Способностями обладает каждый человек. В своем развитии они проходят три этапа: одаренность, талант, гениальность. Таким образом, из каждого человека можно воспитать гения.

Характер

Это каркас личности, формируемый в процессе взаимодействия с внешним миром. Единица характера – черта. Над системой черт можно работать. Говоря проще, характер – это способы стереотипного реагирования человека на схожие ситуации. Характер базируется на привычках и врожденных особенностях.

Таким образом, это субъективное представление социального опыта человека. Это то, как человек относится к жизни (другим, себе, труду, вещам, культуре).

Мотивы и потребности

Мотивационно-потребностная сфера – двигатель человека. Она обуславливает его активность. Личностные потребности могут быть:

  • материальными (еда, машина, дом);
  • духовными (эстетические, этические, познание, признание).

Если естественные (биологические) потребности у всех людей одинаковы, то социальные (культурные) зависят от других компонентов внутреннего мира и от внешнего пространства, окружающего индивида.

  • Естественные потребности связаны с инстинктами.
  • Культурные – с волей, опытом, врожденными особенностями.

С помощью мотивов мы наделяем смыслом какую-либо деятельность или стимулируем себя. Совокупность устойчивых мотивов, не зависящих от внешних обстоятельств создает направленность личности. Это также имеет непосредственное отношение к внутреннему миру. Например, на этом фоне людей можно дифференцировать на корыстных и бескорыстных, добрых и злых, говоря более простым языком.

  • К осознанным мотивам относятся желания, интересы, стремления, склонности, идеалы, убеждения.
  • Неосознаваемые мотивы – установки. Они приходят из внешнего мира (общество, семья), как правило, формируются еще в детстве. Установки основаны на предшествующем личном опыте индивида.

Ценности, убеждения, мировоззрение

Это устойчивые представления человека о мире, себе и всех внутренних и внешних связях. Это ориентиры в жизни, определяющие путь личности. В структуру мировоззрения входят:

  • знания;
  • эмоции;
  • нормы и ценности;
  • поступки.

Все элементы кроме первого имеют непосредственное отношение к внутреннему миру человека. Как правило, ценности и убеждения приходят извне. Однако базируются они на врожденных характеристиках.

Мировоззрение и есть внутренний мир человека. Это его личная жизненная позиция. Мировоззрение определяет мотивы, которые в свою очередь, как мы помним, диктуют потребности и поведение. Однако поведение в свою очередь обусловлено еще и характером, темпераментом.

Мировоззрение подразумевает принятие или непринятие общественных норм, сложившегося уклада жизни, обстановки. Почему одни люди из семей алкоголиков выходят достойными гражданами, а другие становятся такими же алкоголиками? Все дело в мировоззрении. Два человека из нашего примера пропустили одинаковую ситуацию, но через разные призмы восприятия. Речь идет о врожденных психических отличиях, меняющемся окружении, силе воли, которые несмотря на одинаковые первичные неблагополучные условия дали разный результат.


Воля

Волевым называют человека, способного принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Часто в данном случае воля является синонимом свободы. Человек сам выстраивает свою жизнь. Воля определяет сознание и самосознание в том числе.

Воля противостоит инстинктам. Во многом воля определяет развитие личности:

  • Например, когда человек борется с травмами, фобиями и воспоминаниями от пережитых страданий для достижения внутреннего баланса.
  • Или когда вопреки жуткому чувству голода он остается человеком (не убивает, не крадет, а старается найти работу и честно получить кусок хлеба).
  • Или движимый желанием мести выбирает более нравственный поступок (помилование).

Все это входит в понятие «внутренний мир».

Стоит отметить, что именно возможность рационально мыслить, а не просто следовать инстинктам отличает нас от животных. Также воля позволяет нам концентрировать внимание, углубляться в вещи, сосредотачиваться на чем-то. Так, например, решение расширять кругозор и каждый день читать энциклопедию – волевое решение. Воля определяет организованность, целостность и направленность внутреннего мира и жизни человека.

Эмоции и чувства

Как я уже упоминала, эмоциональность тесно связана с темпераментом. Однако не все эмоции даны от рождения. Некоторые также формируются в процессе воспитания и самовоспитания, развития личности. К высшим эмоциям, которые и играют важную роль в нашей теме, относятся так называемые социальные чувства:

  • нравственные,
  • интеллектуальные,
  • практические,
  • эстетические.

Они зависят от окружения человека и развития всего общества. Однако так происходит не всегда. Приходилось ли вам слышать фразу (а может и чувствовать) «я будто не из этого поколения». В последнее время, например, значительно возросли агрессивность и равнодушие подростков. Однако всегда встречается индивид, про которого можно сказать «у него старая душа, он не такой». Чувства и эмоции, пожалуй, основа внутреннего мира. Через чувства происходит познание макромира, принятие или непринятие какого-либо феномена.

Если человек сам себя считает «пустым», бессердечным, «продавшим душу», то речь идет о чувстве утраты чувств. Да, простите за тавтологию, такое встречается. «Во мне что-то перегорело», «Я мертв внутри», «Она разрушила мой внутренний мир» – можно услышать, общаясь с таким человеком.

Опыт, или скопление образов

Почему глядя на одну и ту же картину, слушая одну и ту же песню или смотря один и тот же фильм, разные люди могут по-разному его воспринять? Или кто-то вовсе не поймет, а другой увидит глубокий смысл?

Все дело в накопленном нашей психикой опыте, а точнее образах. Вы даже сами не всегда можете осознавать, откуда они появляются. А они хранятся в подсознании. Иногда достаточно всего лишь одного запаха, чтобы ситуация воспринималась по-другому.

Я-концепция

Это самовосприятие человека, то есть представление о себе и «своем». Представление о себе тесно связано с убеждениями и ценностями. Причем отмечается взаимное влияние. В рамках Я-концепции можно выделить образ тела, образ себя, Я-идеальное и Я-социальное (как человека видят другие). Каждый элемент связан с другими.

От Я-концепции зависит:

  • внутренняя согласованность или рассогласованность личности;
  • самооценка;
  • самопринятие;
  • самоконтроль;
  • самоодобрение.

Я-идеальное стимулирует нас к личностному росту. Впрочем, как и Я-социальное (если критика конструктивна). Через Я-концепцию мы фильтруем поступающую информацию, приобретенный опыт. От этого одну и ту же ситуацию люди могут видеть по-разному или наоборот себя в одинаковых ситуациях видеть по-разному.

Чем выше уровень самопринятия человека, тем больше он открыт и лучше принимает других людей. Нередко самовосприятие не соответствует реальной ситуации, человек имеет искаженное представление о себе и окружающем его мире. Над этим можно и нужно работать, личностно расти.

Итоги

Таким образом, человек – это сосуд, изначально имеющий определенные «заводские характеристики» (темперамент). Тогда внутренний мир – содержимое, которым человек себя наполняет и которое трансформируется под влиянием «заводских настроек».

Каждый из описанных в статье компонентов – пазл одной мозаики, именуемой «внутренний мир». Это отражение окружающего его мира через призму собственных чувств и эмоций, потребностей, врожденных особенностей психики, приобретенных образов, убеждений, желаний и других элементов. Это субъективное (личное) представление человеком мира.

Людей с глубоким внутренним миром часто называют «сложными». Они отличаются нестандартным взглядом на обычные ситуации, рассудительны, видят мир сразу в нескольких проекциях и вариантах развития событий, уникальны, имеют хорошую интуицию. Конечно, с такими людьми хочется общаться, с ними интересно. Но вот вопрос: хотят ли того они? И хотите ли вы в итоге быть тем, кто проживает сразу несколько жизней, буквально видит людей и мир насквозь или наоборот «ничего не понимает».

Нередко такие люди оказываются отвергнуты и неприняты обществом из-за их нестандартного самовыражения. Кроме этого, они регулярно сталкиваются с собственными внутренними противоречиями. Они остро воспринимают социальную боль и несправедливость. Перефразируя известное выражение, их жизнь можно назвать «горем от глубокого и богатого внутреннего мира».

В заключение хочу порекомендовать вам книгу В. Д. Шадрикова «Мир внутренней жизни человека». Если хотите максимально глубоко погрузиться в тему внутреннего мира, то она – идеальный вариант. В книге описана суть внутреннего мира, его структура, функции, особенности развития, более подробно разобраны компоненты и индивидуальные варианты их проявлений, даже представлен сравнительный анализ внутреннего мира в норме и при патологиях (душевных расстройствах).

Надеюсь, время, отведенное вами на прочтение этого материала, можно считать потраченным с пользой и интересом. Буду рада, если от этого произошли положительные изменения вашего внутреннего мира!

Внутренний мир – это понятие, изначально употреблявшееся для обозначения части жизненного пространства, отражающего психическую сферу. В данный момент разделения на внутренний мир личности и внешний в научном понимании уже не проводится, хотя словосочетание продолжает употребляться синонимично понятию психического. Из всех спектров возможного проявления психики внутренний мир отражает состояние покоя и умиротворенности, определенной благости и удовлетворения.

Внутренний мир является представлением определенной реальности, формирующейся при помощи взаимодействия нейронов и при этом представляющей мыслеобразы о мире, своей личности и устройстве этого же внутреннего мира. Он отличен у каждого индивидуума и представлен в единственном уникальном варианте, сформированном в сочетании факторов наследственности, особенностей развития, заложенных способностей и приобретенных интересов, типа нервной системы и характерологических особенностей. Далее с возрастом на формирование специфического внутреннего устройства оказывают влияние жизненный опыт, принятые общественные ценности, идеалы, являющиеся глубинным отражением человека, архетипические образы.

Каждый из представленных человеческих органов чувств реагирует специфическим образом и приносит свою индивидуальную информацию, соответственно, внутренний мир разных людей способен окрашиваться в различные оттенки даже в одинаковых условиях. При этом функции воспроизведения полученного извне не существует, как бывает со сновидениями, а происходит лишь процесс непосредственного реагирования на происходящее в реальности.

Что такое внутренний мир человека

Внутренний мир человека формируется при непосредственном взаимодействии и установлении связей с социумом, и является частью сознания. Это структура психики, занятая переработкой процессов и дальнейшей экстериоризацией в процессах внешней деятельности (действия, поведение). Именно через внешнее воплощение внутренней и невидимой работы мы можем судить о разнообразии, развитии и смысловой наполненности душевного мира, составляющими компонентами которого считаются психология, ценности, личность (внутренние особенности), поведение. Активность данных компонентов может быть проявлена с разной силой в разные временные промежутки, при этом присутствие и развитие каждого компонента меняется и при изменении условий. Когда какой-то будет находиться в тени бессознательного, а другой, наоборот, ярко освещаться сознательным вниманием. Из этого взаимодействия и наполненности вытекают такие характеристики внутреннего мира, как его богатство, гармоничность, глубина, сложность и прочие.

Обычно, человеку не под силу полностью управлять внутренним миром, как и эмоциональными проявлениями, ведь он не является чем-то действенным, а лишь реагирует на внешние изменения. Из данного положения выходит, что внутренний мир регулирует социальное общество, окружающее личность и внешние условия. Однако для людей, более сосредоточенных на своем состоянии, чем на внешних событиях возможность управления процессами внутреннего мира становится более простой и доступной.

Использовать понимание своего внутреннего мира для более успешной и гармоничной жизни является неоспоримой истиной, однако на данный момент не разработано объективных методов познания. Из проделанной работы интерес представляют феноменологические анализы, представляющие возможность рассмотрения индивидуальности проявления специфики частей внутреннего мира, однако это не дает права распространять данные закономерности на всех людей. Каждая реакция, каждое отражение внутренним зеркалом внешних событий представляет собой зафиксированную в пространстве и времени характеристику, которая изменится при изменении любого из параметров.

Являясь отражением внешнего, внутренний мир не представляет копию, иначе бы он был одинаков у всех. Он изначально субъективен и преломляет отображаемую действительность через собственные фильтры. Грубой метафорой сравнения будет комната кривых зеркал, где в зависимости от зеркала меняется ваше изображение, но нет вашей копии. Так же несколько разных людей совершенно по-разному отражают каждый аспект реальности, складывая все полученные образы в многоаспектную картину, имеющую сотни отличий от другой.

Что значит богатый внутренний мир

Формируясь на основании взаимодействия с внешним пространством, внутренний мир напитывается новыми элементами и гранями. Когда говорят о богатом внутреннем мире, то неизменно подразумевают совокупность человеческого опыта и воображения. При этом опыт включает как наличие практические навыков и теоретических познаний, сюда же можно отнести эрудированность и способность рассуждать и понимать различные предметы и их влияние друг на друга. Кроме ширины восприятия сюда относится и его глубина, т.е. мало иметь поверхностное понятие обо всех областях, необходимо детально разбираться хотя бы в нескольких из них.

Жизненный опыт, формирующий внутренний мир основан на путешествиях и контакте с другими культурами, будет это посредством прямого взаимодействия с другими людьми или через искусство большого значения не имеет. Душевный мир обогащается при чтении книг и просмотре фильмов, при прослушивании музыки и при дегустировании нового блюда. Любой новый опыт, получаемый человеком, неизменно расширяет и обогащает его внутренний мир. На глубину и богатство влияет также , когда человеку для самореализации или избавления от скуки не нужны другие. В принципе, духовно богатый человек сможет развиваться, путешествовать и учить других жизненной мудрости, будучи навсегда запертым в одиночной камере, имея только стены и кровать.

Человек с богатым внутренним миром способен понять любого другого, так как в его пространстве содержатся чувства, поступки, ситуации и информация о многих жизненных моментах. Это не значит, что он всех поощряет и ко всем присоединяется, скорее это отражает определенную и способность вписаться в любой круг и ситуацию, понять переживания другого, но поступить в соответствии со своими убеждениями.

Как развивать свой внутренний мир

Развивать свой внутренний мир, значит расширять свой опыт и гармонизировать реакции на внешнее происходящее. Для этого хороши , в которых происходит погружение в глубины своей личности. Вы можете изучать какое-то отдельное чувство или свою реакцию на конкретное событие, вы можете рассматривать тенденцию во многих отношениях с близкими или искать свое занятие. Главное в этой медитативной практике – регулярное знакомство с собой и своими чертами.

Внутренний мир существует вне зависимости от того, насколько вы его знаете, а вот сознательно его развивать можно только познакомившись с содержимым, возможно поняв законы, действующие в вашей реальности, идея развития отпадет сама собой.

Совершайте регулярные прогулки и путешествия на природу – непосредственный контакт с естественной частью внешнего мира пробуждает к активизации и установлению в вашем внутреннем пространстве. Кроме того, если каждый раз отправляться в новые места, вы автоматически обогащаете свой опыт и расширяете кругозор. Кроме воздействия на душевное устройство, регулярный контакт с природой помогает улучшить самочувствие, что также является важным для внутреннего мира.

Взаимосвязь телесного и духовного очень велика, поэтому для развития внутреннего мира, необходимо заботиться и развивать свое тело. Физические упражнения, правильное питание, большое количество свежего воздуха помогут вам убрать разрушающие факторы в виде плохого самочувствия.

Обозначьте желаемые пути своего развития и следуйте им, пусть каждый день будет наполнен чем-то новым, повышением какого-то навыка. Даже если вы выбрали учить язык и за день запоминаете по слову – это расширяет ваше видение. А регулярность процесса запускает важные механизмы привычного развития. Старайтесь развивать различные стороны своей личности, а не сосредотачивать только на физической или интеллектуальной. Обычно подобные перекосы приводят как раз к обеднению душевного мира. Тренируйте свою доброту и отзывчивость, помогайте нуждающимся, радуйте симпатичных вам людей, смотрите добрые фильмы.